УДК: 
371+37.0+18
Емелина Татьяна Владимировна
Заместитель директора по воспитательной работе, школа № 5, emelinatv@mail.ru, Кемерово
Касаткина Наталья Эмильевна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, Кемеровский государственный университет, kasatkina@kemsu.ru, Кемерово

Проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства

Аннотация: 
В рамках анализа процесса воспитания обучающихся в статье обосновывается необходимость эстетического воспитания средствами музыки, осуществляется обзор различных подходов и авторских концепций воспитания отечественных педагогов, ученых современности. Авторами подчеркивается важность воздействия музыки на внутренний мир обучающихся, ее роль в предоставлении всем школьникам возможности для культурной и творческой деятельности, что позволяет сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Практическая часть проведенного исследования позволила выявить противоречие между музыкальными потребностями школьников и предлагаемыми школьной жизнью условиями. Авторы предполагают, что разрешить данное противоречие могут сами школьники и родители, выразив готовность к использованию в обычной жизни более серьезной, глубокой для понимания классической музыки и более частого, лучше систематического посещения концертов всей семьей. Процесс развития музыкальной культуры современных школьников будет эффективным, если сами школьники выступят активными участниками формирования модели своей собственной музыкальной культуры.
Ключевые слова: 
эстетическое воспитание, эстетическое восприятие, эстетические чувства.
Библиографический список: 

1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка,1973. – 142 с.
2. Гаттауллина В. Д. Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы // Филология и культура. – 2011. – № 25. – 240 с.
3. Зарецкая И. И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 54–58.
4. Лейтес Н. С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте [Электронный ресурс]. – URL:http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.phpaid=1633 (дата обращения 25.07.16).
5. Любимова Ю. С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 114 с.
6. Максимова В. Р. Педагогические особенности эстетического воспитания младших школьников // Образование и саморазвитие. – 2012. – Т. 5, № 33. – C. 83–88.
7. Пагута Т. И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 2 (13). – С. 240–244.
8. Солодова Г. Г. Климова Н. А. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. – Кемерово: Кузбассиздат, 2003. – 45 с.
9. Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. – М.: Советский композитор, 1972. – 189 с.
10. Corso R. M. Practices for enhancing children's social-emotional development and preventing challenging behavior // Gifted Child Today. – 2007. – Vol. 30 (3). – P. 51–56.
11. Moissinac L. Affect and emotional development // Encyclopedia of education / ed. J. W. Guthrie. – New York: MacMillan Reference. 2003. – P. 58–61.
12. Raver С. C. Emotions matter: Making the case for the role of young children's emotional development for early school readiness // Social policy report. – 2002. – Vol. 16 (3). P. 3–19.
13. Smith B. J. Recommended practices. Linking social development and behavior to school readiness. Retrieved April 21, 2008 [Электронный ресурс]. – URL: http://challengingbehavior.fmhi.usf.edU/resources.html#handouts (дата обращения: 23.09.2016).
14. The Nature of Emotion / Discover Your Mind. New Ideas in Psychology & Idealism [Электронный ресурс]. – URL: http://discover-your-mind.co.uk/1 am%20-%20emotions-1.htm (дата обращения: 30.09.2016).