УДК: 
159.922.8+159.97+373
Паньшина Людмила Васильевна
Аспирант факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, ludapan6@mail.ru, Новосибирск

Признаки склонности к девиантному поведению подростков и ранняя профилактика в условиях образовательного пространства

Аннотация: 
Статья посвящена анализу актуальной ситуации психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях образовательного пространства. На основе изучения опыта отечественных исследований по проблемам отклоняющегося поведения в подростковом возрасте выделены признаки поведенческих девиаций подростков. Представлен анализ существующих моделей профилактики девиантного поведения подростков, разработанных отечественными исследователями. Обозначен авторский проект практико-ориентированной модели профилактики девиантного поведения в условиях образовательного пространства, которая отражает психосоциальный профиль подростка. В основе представленной модели – конкретизация конфликтных сфер жизнедеятельности подростка со склонностью к девиантному поведению (личностная, семейная, межличностная, профессиональная, интимно-сексуальная) что, по мнению авторов, позволит определить существенные направления профилактической работы и осуществить дифференцированную психолого-педагогическую поддержку.
Ключевые слова: 
markers of deviant behavior, teens, prevention, life spheres, education environment
Библиографический список: 

1. Глоссарий терминов по вопросам укрепления здоровья [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. – URL: http://apps.who.int/iris/handle/10665/87125 (дата обращения 10.08.2016).
2. Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. – URL: https://www.rosminzdrav.ru/ (дата обращения 10.08.2016).
3. Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М., Паньшина Л. В., Стельмах С. А. Импазоролевые корреляты суицидальной направленности поведения // Актуальные проблемы психологии и педагогики: диагностика, превенция, коррекция: материалы научно-практической заочной конференции с международным участием: в 2 частях / под ред. О. О. Андронниковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. − Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. − С. 90−101.
4. Дубинин С. Н. Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности: дис. … д-ра психол. наук. − Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. − 392 с.
5. Зиннуров Ф. К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 2012. − 40 с.
6. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – 5-е изд. – М.: Академия, 2008. − 288 с.
7. Клейберг Ю. А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 1995. − 42 с.
8. Осипова И. С. Педагогический мониторинг профилактики девиантного поведения старших подростков в профессиональном училище: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: Шадринский государственный педагогический институт, 2005. − 214 с.
9. Паньшина Л. В., Перевозкина Ю. М. Архетипические корреляты социальной перцепции в юношеском возрасте // Сибирский педагогический журнал. − 2014. − № 5. − С. 134−138.
10. Перевозкина Ю. М. Импазо-ролевая социализация личности // Сибирский педагогический журнал. − 2015. − № 6. − С. 173−177.
11. Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б Импазо-ролевое прогнозирование особенностей социализации в коммуникативной сфере подростков // СМАЛЬТА. − 2015. − № 4. − С. 39−46.
12. Печерский А. В. Интерсубъектная модель психолого-педагогической профилактики наркомании в подростковой и юношеской среде: дис. ... канд. психол. наук. – Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. − 253 с.
13. Российский статистический ежегодник. 2015 [Электронный ресурс] // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru (дата обращения 20.08.2016).
14. Союз охраны психического здоровья [Электронный ресурс] // Союз охраны психического здоровья. – URL: www.mental-health-russia.ru (дата обращения 10.08.2016)
15. Такмакова М. В. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и условий обучения в современной школе: дис. … канд. психол. наук. – М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2011. − 293 с.
16. Brown Sheila Understanding youth and crime: listening to youth? / Buckingham; Philadelphia: Open University Press, 1998. – 144 p.
17. Donald J. Shoemaker Theories of Delinquency: An Examination of Explanations of Delinquent Behavior: Oxford University Press, 2009. − 400 p.
18. Gillespie A. G.H. Mead: Theorist of the social act // Journal for the Theory of Social Behaviour. −2005. – Vol. 35. − P. 19−39.