УДК: 
372.016:811.112.2*40+378+355/359
Гуляева Наталья Андреевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Новосибирское высшее военное командное училище, natalia_gu@bk.ru, Новосибирск
Волоткович Дмитрий Александрович
Кандидат технических наук, доцент, полковник, заместитель начальника училища по учебной и научной работе, Новосибирское высшее военное командное училище, dvolotkovich@mail.ru, Новосибирск

Устные военные команды на занятиях по иностранному языку для повышения качества обучения будущих офицеров командного профиля (на материале немецкого языка)

Аннотация: 
В статье рассмотрена актуальность поиска новых путей для повышения качества обучения будущих офицеров командного профиля. Высказывается предположение, что одним из таких путей является системное изучение устных военных команд (инструментальных «языков» управления) в составе субъязыка военных на занятиях по иностранному языку, отсутствующее в практике преподавания в военных вузах. Согласно поставленным задачам описаны предпринятые шаги, результаты исследования, приведены примеры из практики обучения. Сделан акцент на необходимость корреляции профессиональных интересов обучаемых с профилем военного командного вуза. На основе характеристики военных команд и их основного лингвистического содержания в сопоставляемых изучаемых языках выделены критерии целесообразности системного изучения команд. Обоснована необходимость создания «Немецко-русского карманного словаря устных военных команд», кратко описывается опыт создания словаря. Делаются выводы, подтверждающие эффективность предложенного пути для формирования профессиональных ключевых компетенций будущих офицеров военного командного профиля.
Ключевые слова: 
иностранный язык, устные военные команды, повышение качества обучения, вузы командного профиля, военная лексика, создание словаря
Библиографический список: 

1. Бахметов С. У. Модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 64–69.
2. Голованова И. Ф. Формирование профессиональной компетентности курсантов
военного вуза на основе учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. – Ульяновск, 2008. – 195 с.
3. Кабанова О. Я. От звука к речи: учеб. пособие по нем. яз. для вузов. – М.: Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. – 359 с.
4. Кабанова О. Я. Теория П. Я. Гальперина – перестройке содержания учебных предметов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2012. – № 4. – С. 113–122.
5. Лазуткина Л. Н. Концептуальные основы формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов. – Рязань: РВВДКУ (ВИ), 2006. – 242 с.
6. Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
7. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранные языки». – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
8. Морковкин В. В., Дорогонова И. А. О новом типе лексического минимума современного русского языка // Русский язык за рубежом. – 1976. – № 2. – С. 59–62.
9. Пискарева А. А. Языковые следствия глобализации (на материале функционирования англицизмов в немецком языке): дис. ... канд. филол. наук. – М., 2015. – 233 с.
10. Словарь военных терминов / сост. А. М. Плеханов, С. Г. Шапкин. – М.: Воениздат, 1998. – 335 с.
11. Соколов С. В. Развитие и современное состояние немецкоязычной военной лексики: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2013. – 18 с.
12. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238 с.
13. Чебатарев В. А. Проблемы социализации курсантов // Гуманитарные науки и образование в Сибири: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Инновационно-педагогические технологии в формировании специалиста XXI века (23 декабря 2014 года)». Приложение, апрель 2015. – Новосибирск: Новосибирский гуманитарный институт, 2015. – С. 171–173.
14. Шемет Г. И. Совершенствование обучения иностранному языку курсантов военных вузов на основе оптимизации лексической компоненты: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 24 с.
15. Шемет Г. И. Об использовании коммуникативного метода обучения иностранному языку в неязыковом военном вузе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – Т. 6, № 6. – Ч. 2. – С. 354–357.
16. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. – 4-е изд. – М.: Филоматис: Омега-Л, 2010. – 480 с.
17. Bundessprachenamt [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bundessprachenamt.de (дата обращения: 03.08.2016).
18. Huber L. Anfangen zu Studieren – Einige Erinnerungen zur „Studieneingangsphase“ [Электронный ресурс] // Das Hochschulwesen (HSW) – Forum für Hochschulforschung, -praxis und -politik: Universitätsverlag Webler. – 2010. – Heft 4/5. – S. 113–119. – URL: http://www.hochschulwesen.info/ (дата обращения: 01.08.2016).