УДК: 
372.016:82*40+378
Папушина Валентина Антоновна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры украинской филологии, Хмельницкий национальный университет, papushyna@rambler.ru, Хмельницкий, Украина

Технологии творческой самореализации студентов в процессе изучения произведений художественной литературы

Аннотация: 
На основе процесса изучения произведений художественной литературы и формирования эстетической культуры студентов автор разрабатывает оптимальные технологии подготовки современного специалиста, сочетающего высокий профессионализм, эстетическую культуру и способность к творческой самореализации. В статье представлена методика организации сотрудничества студентов и преподавателя, студентов и других служб университета как путь к совершенствованию учебного процесса, накоплению студентами необходимых знаний и на этой основе творческой реализации. В поле зрения автора находятся методы и приемы формирования активной позиции личности, творческое использование современных инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Среди наиболее эффективных рассмотрены проблемные лекции, лекции-дискуссии, лекции-творческие отчеты с элементами межличностного сотрудничества. Для практических занятий автор разрабатывает методику современного анализа литературных произведений с привлечением различных видов внеаудиторной работы клубов, кружков, театральных студий.
Ключевые слова: 
творческая самореализация, интерактивные технологии обучения, профессиональные компетентности, эстетическая культура
Библиографический список: 

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6: Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960–1970 гг. – М.: Языки славянской культуры, Русские словари, 2002.– С. 6–300.
2. Идинов А. А. Самореализация личности во внепроизводственной сфере общества: (Онтол. и гносеол. анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук. – Фрунзе, 1990. – 20 с.
3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. – 176 с.
4. Радченко М. А. Інтерактивні технології навчання в професійному становленні майбутніх спеціалістів // Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах: зб. наук. пр. – Запоріжжя: КПУ, 2014. – Вип. 34(87). – С. 299–306.
5. Рябченко С. Інтерактивні технології навчання у формуванні професійної компетентності майбутнього вчителя біології // Психолого-педагогічні проблеми сільської школи: зб. наук. пр. – Умань: УДПУ ім. Павла Тичини, 2011. – Вип. 36. – C. 64–70.
6. Carnegie D. How to Win Friends and Influence People. – New York: Gallery, 1998. – 220 p.
7. Rogers C. R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework / in S. Koch (Series Ed.) // Psychology: A study of a science. – New York: McGraw Hill, 1959. – Vol. 3: Formulations of the person and the social context. – P. 184–256.