УДК: 
316.3/.4+316.7+37.0
Юшкова Лариса Ананьевна
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, yushkova_l@mail.ru, Новосибирск

Представления современной молодежи о россии и америке: сравнительная характеристика результатов исследований 1992, 1995, 1998 и 2015 гг.

Аннотация: 
В статье приводится сравнительно-сопоставительный анализ исследования части культурной и языковой картины мира современных русских студентов, отражающей представления об Америке и американцах, России и русских. Данные свободного ассоциативного эксперимента, проведенного С. Я. Тер-Минасовой в 1992, 1995, 1998 гг., сравниваются с данными, полученными автором в результате исследования 2015 г. Респондентов просили записать от одной до десяти ассоциаций, связанных с одним из понятий. На основе сравнительного анализа выдвинуты предположения об изменениях в представлениях, произошедших у русских студентов о России и русских, Америке и американцах и их причинах. Наиболее заметными результатами можно считать исчезновение из реакций слов лексико-семантических групп, описывающих финансовое состояние: «бедные», «богатые», «доллар» и появление слов, входящие в лексико-семантические группы власти: «война», «наглые», «самолюбивые, «высокомерные», «стремление к господству над другими», «хитрые», «властные», «расизм».
Ключевые слова: 
ассоциативный образ России, ассоциативный образ Америки, русские, американцы, современная молодежь
Библиографический список: 

1. Алмазова Н. И., Костина Е. А., Халяпина Л. П. Новое положение иностранных языков в системе образования, ориентированного на глобальную гражданственность // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4. – С. 7–17.
2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / пер. с англ. А. Д. Шмелева. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.
3. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2008. – 544 с.
4. Лифинцев Д. В. Социальная поддержка в кросс-культурной перспективе // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 196–201.
5. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. поcoбие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
6. Меньшикова Л. В., Левченко Е. В. Психологические особенности жизненного мира студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – С. 156–160.
7. Тер-Минасова С. Я. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 с.
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 332 с.
9. Юшкова Л. А. Экспериментальное исследование профессиональной мотивации студентов, получающих первое и второе высшее образование по направлению «Психология» // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2016. – С. 101–105.
10. Aguilar M. J. Intercultural Communicative Competence as a Tool for Autonomous Learning // Revista Canaria de Estudios Ingleses. – 2010. – № 61. – P. 87–98.
11. Byram M. On being “bicultural” and “intercultural” in Intercultural Experience and Education / Eds. G. Alred, M. Byram and M. P. Fleming. – Clevedon: Multilingual Matters, 2002. – P. 50–66.
12. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. – UK: SAGE Publications, 1992. – P. 8.
13. Rubenfield S. Intercultural Mediation: Social, Linguistic and Psychometric Consideration. – Ottava, Canada: Canada’s University, 2009. –15 p.
14. Stier J. Intercultural Competencies as a Means to Manage Interactions in Social work // Journal of Intercultural Communication. – 2004. – Issue 7. – P. 1–17.