УДК: 
159.96+378
Александрова Алла Алексеевна
Старший преподаватель кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, alla_1981@mail.ru, Новосибирск

Особенности эмоционального интеллекта и перфекционизма у студентов

Аннотация: 
В статье представлен фрагмент эмпирического исследования проблемы различий эмоционального интеллекта и перфекционизма личности у студентов 1-го курса ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Эмоциональный интеллект рассматривается как сложное интегративное образование и заключается в способности человека принимать решения на основе отражения и осмысления эмоций и оказывает влияние на личностное развитие и на успешность межличностных взаимодействий. Перфекционизм отражает настойчивое стремление личности к совершенствованию и идеализации себя. В качестве диагностического инструментария были использованы методики «Уровень эмоционального интеллекта» С. А. Беляева, А. И. Янович, М. И. Мазурова и «Многомерная шкала перфекционизма» П. Л. Хьюитта, Г. Л. Флетта в адаптации И. И. Грачевой. Период юности, с одной стороны, характеризуется потребностью личности в эффективном общении за счет «понимания» эмоций своих и окружающих людей и умения «подстраиваться» под их эмоциональное состояние, а с другой – наличием стремления к самосовершенствованию, склонности к самооцениванию, обозначению высоких стандартов собственного поведения. Авторы склонны полагать, что полученные данные могут лечь в основу углубленной индивидуальной работы и позволят спроектировать адаптационную стратегию студентов на начальном этапе включения их в профессиональное психологическое сообщество.
Ключевые слова: 
интеллект, эмоциональный интеллект, перфекционизм
Библиографический список: 

1. Беляев С. А., Янович А. И. , Мазуров М. И. Разработка и стандартизация методики «Уровень эмоционального интеллекта» // Психологический журнал. – 2009. – № 2 (22). – С. 9–17.
2. Волочков А. А. Психологическое здоровье и активность студента // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 57–68.
3. Галюк Н. А. Изучение индивидуальности современного студента – основа гуманизации образования в вузе // Теория и практика гуманизации педагогического процесса: материалы педагогических чтений. Сборник научных трудов / под ред. О. А. Лапиной, Н. Н. Пядушкиной. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2006. – Вып. 7. – С. 36–49.
4. Галюк Н. А., Иванов Д. В. Человек как субъект воспитания: теоретический и прикладной аспекты // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6-3. – С. 84–93.
5. Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. – 2006. – № 6, Т. 27. – С. 73–81.
6. Гудкова Т. В., Александрова А. А. Особенности эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся в вузе // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы V междунар. заочн. научно-практич. конференции. – М.: Международный центр науки и образования, 2012. – Часть II (24 сентября 2012 г.). – С. 76–84.
7. Гудкова Т. В., Александрова А. А. Особенности эмоционального интеллекта подростков в условиях раздельного и смешанного обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С. 156–162.
8. Маркова С. В. Исследование уровня выраженности перфекционизма у подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2012. – № 3. – URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54180.shtml (дата обращения: 31.08.2016).
9. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
10. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.