УДК: 
159.9+615.8
Карпова Наталия Львовна
Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, nlkarpova@mail.ru, Москва
Крючков Владимир Петрович
Доктор филологических наук, зав. кафедрой логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, vpks1@yandex.ru, Саратов
Терешкова Елена Борисовна
Учитель-логопед, школа № 6, tereshochek@mail.ru, Саратов
Сенаторова Ксения Павловна
Логопед, Сурдоаудиологический центр, ksusha64rus@mail.ru, Саратов
Пуговкина Елена Александровна
Педагог-психолог, школа № 1, eapugovkina2015@yandex.ru, Кинель-Черкассы Самарской области

Гуманное пространство семейной групповой логопсихотерапии

Аннотация: 
В статье рассматриваются психологические, педагогические, культурологические, дефектологические, логопедические аспекты проблемы гуманизации образовательного, воспитательного и коррекционного пространства на примере работы с заикающимися и членами их семей. Представлен системный опыт семейной групповой логопсихотерапии и проведен анализ гуманистической составляющей данной системы на примере работы первой в Саратове логопсихотерапевтической группы: реализованы приемы сочетания индивидуальных и групповых форм работы в процессе образования и реабилитации личности; организации педагогической деятельности в разновозрастных образовательных и коррекционных группах, способы согласования деятельности родителей (лиц, их заменяющих), социальных педагогов, психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования в процессе развития личности субъекта образования. Результаты коррекции логоневроза прокомментированы данными диагностики и отзывами участников разновозрастной группы.
Ключевые слова: 
гуманистические проблемы, логоневроз, разновозрастный коллектив, семья, логопсихотерапия.
Библиографический список: 

1. Александрова Е. Как открыть школу родителям и для родителей // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 219–224.
2. Александрова Е. А. Самоорганизация детей и взрослых в образовательных учреждениях и по месту жительства: психолого-педагогическое сопровождение // Психология обучения. – 2014. – № 11. – С. 4–15.
3. Карпова Н. Л. Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – Вып. 4 (16). – 2015. – С. 338–342.
4. Карпова Н. Л., Пашукова Т. И., Терешкова Е. Б. Речевые и личностные изменения в процессе социореабилитации // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сборник научных статей. – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 54–67.
5. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. – 1995. – № 2. – С. 67–103.
6. Некрасова Ю. Б., Бодалев А. А., Карпова Н. Л., Суворов А. В., Чудновский В. Э. Разработка новых путей социореабилитации людей с различными формами нарушенного общения // Вестник РГНФ. – 1996. – № 3. – С. 199–206.
7. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. – М.: Смысл, 2006. – 223 с.
8. Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушенного общения // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 90–95.
9. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. – М.; СПб., 2011. – 328 с.
10. Суворов А. В. Школа Взаимной Человечности. – М.: Издательство УРАО, 1995. – 100 с.