УДК: 
159.922.8+316.3/.4
Хуторянская Татьяна Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, dialogus1@yandex.ru, Саратов

Психологические особенности подростков, включенных и не включенных в виртуальную субкультуру

Аннотация: 
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования психологических особенностей подростков, включенных и не включенных в виртуальную субкультуру компьютерного андеграунда. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков города Саратова (1-я группа – n = 30, 14–17 лет, интернет-пользователи подросткового возраста, включающие себя в виртуальную субкультуру компьютерного андеграунда; 2-я группа – n = 30, 14–17 лет, подростки, профессионально занимающиеся спортом (секция волейбола)) с применением диагностического инструментария: методика «Исследование акцентуаций характера (К. Леонгард, модификация С. Шмишека)»; методика «Исследование направленности личности (Б. Басс)»; методика «Изучение ценностных ориентаций (М. Рокич)»; методика «Изучение особенностей межличностного общения (Т. Лири)», методика «Определение стрессоустойчивости личности (Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова)». Установлено, что существуют значимые различия между психологическими особенностями подростков, включенных в виртуальную субкультуру, и подростков, не включенных в виртуальную субкультуру. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультационной практике педагогов-психологов и других специалистов.
Ключевые слова: 
психологические особенности, подростки, виртуальная субкультура, включенность, не включенность
Библиографический список: 

1. Александрова Е. А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах // Школьные технологии. – 2000. – № 5. – С. 96–108.
2. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. – М.: Можайск-Терра, – 2000. – С. 100–131.
3. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. – М.: Ленанд, 2015. – 224 с.
4. Лимов В. В. Влияние молодежной субкультуры на подростков // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 5. – С. 49–53.
5. Поляков С. Н. Современные молодежные субкультуры [Электронный ресурс] // Первый психологический портал г. Пятигорска. – 2013. – 4 ноября. – URL: http://5psy.ru/obrazovanie/sovremennie-molodejnie-subkulturi.html (дата обращения: 05.10.2016)
6. Резухина Е. В. Подростковые и молодежные субкультуры: психологический аспект [Электронный ресурс] // Валеоцентр. – 2011. – 2 ноября. – URL: http://www.valeocentre.ru/12_9.html (дата обращения: 02.10.2016).
7. Соколова-Сербская Л. Молодежные субкультуры // Социальная педагогика. – 2008. – № 4. – С. 86–89.
8. Туркатенко А. Молодежные субкультуры сегодня: попытка энциклопедии // Знание-сила. – 2007. – № 1. – C. 59–64.
9. Чернавский А. Анализ формирования компьютерного андеграунда в контексте современной киберкультуры // Компьютерная преступность и кибертерроризм: сборник научных работ. Выпуск 2. – Запорожье, 2004. – С. 58–65.
10. Jenks C. Subculture: the fragmentation of the social. – London; Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications, 2005. – X. – 158 p.