УДК: 
159.922.8+159.96+378
Шамшикова Ольга Александровна
Кандидат психологических наук, зав. кафедрой общей психологии и истории психологии, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, shamol56@rambler.ru, Новосибирск
Белашина Татьяна Валентиновна
Старший преподаватель кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, tatyanabelashina@mail.ru, новосибирск

Особенности проявления агрессии и гнева в юношеском возрасте (на материале выборки студентов-психологов и курсантов военного вуза)

Аннотация: 
В статье актуализирована проблема особенностей эмоциональной сферы человека на примере переживания эмоции гнева. Представлен краткий теоретический обзор основных подходов к изучению гнева в психологии с первых упоминаний до настоящего времени. Приведены результаты эмпирического исследования степени выраженности изучаемых параметров агрессии и гнева в каждой группе испытуемых: у студентов-психологов (ЭГ-1) и курсантов военного вуза (ЭГ-2). Осуществлена оценка достоверности различий в проявлении параметров гнева и агрессии в каждой группе. Показано, что респонденты ЭГ-1 склонны к более открытому и спонтанному проявлению агрессии и гнева. При этом они обладают достаточно сформированными навыками саморегуляции собственного поведения и действий. Для респондентов ЭГ-2 свойственно проявление контроля и подавления проявлений гнева вовне, что может быть обусловлено спецификой профессиональной направленности.
Ключевые слова: 
эмоции, эмоциональная сфера, агрессия, гнев, диагностика
Библиографический список: 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 672 с.
2. Барабанщиков В. А. Экспрессии лица и их восприятие. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 341 с.
3. Большунова Н. Я., Оспенников С. В. Значение ценностно-смысловой основы личности в актуализации личностного роста офицера внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – С. 136–143.
4. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2011. – 461 с.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
6. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. – М.: АСТ, 2001. – 400 с.
7. Фетискин Н. П. Творческая направленность в самореализации учащихся. – Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – 2013. – № 2. – С. 62–65.
8. Фурманов И. А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии. – Минск: БГУ, 2004. – 91с.
9. Шамшикова О. А., Белашина Т. В. Адаптация фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF) // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6 (25). – С. 212–217.
10. Шамшикова О. А., Белашина Т. В. Психометрический анализ опросника «Оценка проявлений гнева» (STAXI-2) Ч. Д. Спилбергера // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 6 (55). – С. 269–273.
11. Hampel R., Selg H. FAF: Fragebogen zur Erfassung von Aggressivitatsfaktoren. – Gottingen, 1980. – 126 p.
12. Spilberger Ch. D. STAXI-2: State –Trait Anger Expression Inventory-2. – New York: Hemisphere, 1999. – 98 p.