УДК: 
37.013.73
Склярова Татьяна Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, tsklyarova@mail.ru, Москва

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Аннотация: 
В статье проанализированы требования ФГОС общего образования к реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, рассмотрены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития гражданина РФ» и « Стратегии развития воспитания в России до 2025 года» в отношении ценностей, положенных в основание духовно-нравственного воспитания обучающихся. Выявлены ценностные основания духовно-нравственного развития в светской и религиозной традициях, показаны общие и отличительные черты реализации духовно-нравственного воспитания в светской и религиозной традициях. На примере православного воспитания охарактеризована иерархия ценностных ориентиров духовно-нравственного воспитания. Сделаны выводы о включении в содержание образования информации о своеобразии ценностного ядра каждой из традиционных для России религиозных культур в составе предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной и «Основы духовно-нравственных культур народов России» в основной школе. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10300.
Ключевые слова: 
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание образования, основы религиозных культур и светской этики, православное воспитание.
Библиографический список: 

1. Абрамов, С.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города // Педагогика. – М., 2009. - №8. - С. 27-37.
2. Дивногорцева С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01.— М.: МПГУ, 2012. – 420 с.
3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Париж: YMCA-press, 1934. – 258 с.
4. Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. / Под ред. д.п.н. И.В. Метлика.— М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. — 264 с.
5. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. –Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. – 324 с.
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
7. Косолапова Т. В., Лапина О.А. Сравнительный анализ принципов духовно-нравственного воспитания в светской и православной педагогике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2012.- №2. - С.80-89.
8. Потаповская, О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. — 2013. — № 1. — C. 27-50.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 31.07.2017).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/922 https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 31.07.2017).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/543 https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 31.07.2017).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/2365 https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 31.07.2017).
13. Янушкявичене О.Л., Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений М.: Издательство «Прометей» МГПУ, 2008. – 448 с.