УДК: 
372.016:51+37.0
Дулатова Зайнеп Асаналиевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, dulatova@yandex.ru, Иркутск
Лапшина Елена Сергеевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, esl7828@gmail.com, Иркутск

Логические задачи как средство развития познавательных универсальных учебных действий

Аннотация: 
Формирование логических универсальных учебных действий есть одна из важнейших задач образования. Статья посвящена логическим задачам как эффективному средству развития логического мышления, формирования логических универсальных учебных действий. Выделяются основные принципы обучения решению логических задач. В частности, обучение методам решения логических задач не должно быть лишь обучением алгоритму. Это должно быть в первую очередь обучение логическим принципам, логической грамотности, умению излагать свои мысли, анализировать, представлять информацию. В качестве примера в статье рассмотрен традиционный табличный метод решения логических задач. Предложен метод генерации новых логических задач.
Ключевые слова: 
универсальные учебные действия, логическое мышление, школьное математическое образование.
Библиографический список: 

1. Горбачев Н. В. Сборник олимпиадных задач по математике. – М.: МЦНМО, 2004. – 560 с.
2. Дулатова З. А., Лапшина Е. С. Развитие культуры трансляции способов познавательной деятельности у студентов педагогических вузов в процессе изучения методов индуктивных рассуждений // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 10. – С. 41–55.
3. Дулатова З. А., Лапшина Е. С. О развитии логического мышления учащихся средствами математики // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 3. – С. 7–12.
4. Кузьмин О. В. Логические задачи: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1999. – 204 с.
5. Мартишина Н. И. Логическая компетентность как основа науки и профессионального образования // Высшее образование в России. – 2011. – № 5. – С. 129–134.
6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 20.03.2017).
7. Раскина И. В., Шноль Д. Э. Логические задачи. – М.: МНЦМО, 2014. – 120 с.
8. Фазилова Ш. Н. К. Решение математических задач как способ развития логического мышления учеников начальных классов // МНКО. – 2015. – № 3 (52). – С. 178–181.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 20.03.2017).
10. Christy H. Vaughn. Middle School Mathematics Students' Perspectives on the Study of Mathematics. Dissertation. 2012. ProQuest Dissertations and Theses database. (UMI No. 3494607)
11. Young G. The Journey to Becoming Constructivist, Presidential Award for Excellence in Mathematics and Science Teaching, Secondary Mathematics Teacher. 2014. ProQuest Dissertations and Theses database. (UMI No. 3668811)