УДК: 
37.013
Махинин Александр Николаевич
доцент кафедры общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, alex-makhinin@yandex.ru, Воронеж

Квазисубъектность в воспитательном пространстве: поиск идентичного в педагогической профессии (к юбилею М.В. Шакуровой)

Аннотация: 
Статья посвящена анализу социально-педагогических взглядов выпускницы Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Марины Викторовны Шакуровой, которая сегодня является признанным специалистом в области теории и практики социального воспитания, проблем формирования социокультурной идентичности личности в современном социокультурном пространстве и ее педа-гогического сопровождения. В поле научных интересов исследователя также оказываются вопросы необходимости изменений подготовки и повышения квалификации педагогов как воспитателей, определения критериев и показателей оценки качества деятельности педагога как воспитателя в условиях вариативных воспитательных практик, что в итоге приводит ученого к идее о необходимости разработки новой концепции воспитания, отвечающей вызовам нового времени.
Ключевые слова: 
социальное воспитание; социализация; социокультурное пространство; социокультурная идентичность
Библиографический список: 

1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
2. Брухман Б. Монолог о физике социальных систем [Электронный ресурс]. – URL: http://filosofia.ru/76512.
3. Махинин А.Н. Формирование российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности образовательной организации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Белгород, 2014. – 270 с.
4. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. – Ярославль, 2010. – 431 с.
5. Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В. Научная школа Л.И. Новиковой: Основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 37-45.
6. Шакурова М.В. Диалектика традиций и инноваций в образовании: риски преемственности или скрытые противоречия? // Психолого-педагогический поиск. – 2014. – № 2 (30). – С. 7-19.
7. Шакурова М.В. К дискуссии о соотношении феноменов среды и пространства // Ценности и смыслы. – 2015. – № 6 (40). – С. 6-12.
8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
9. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. – М., 2007. – 361 с.
10. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: уч. пос. для студ. вузов. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
11. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития российской идентичности школьников: уч.-метод. пос. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 43 с.
12. Шакурова М.В. Увлечение идентичностью: проблематика идентичности в педагогике и образовании / М.В. Шакурова // Российско-американский форум образования [Электронный ресурс]. – 2015. – № 8. – URL: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001166&iid=24.
13. Baumesister R.F., Muraven M. Identity as adaptation to social, cultural, and historical context // Journal of Adolescence. – 1996. – № 19. – P. 405-416.
14. Cervone D., Caldwel T. L., Orom H. Beyond Person and Situation Effects: Intraindividual Personality Architecture and Its Implications for the Study of Personality and Social Behavior Intraindividual // Personality and social behavior Personality and social behavior / Ed. by Frederick Rhodewalt. – New York, London: Taylor & Francis Group, 2008. – P. 9-48.