Афанасьева Раиса Альбертовна
Кандидат педагогических наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания, Иркутский государственный университет, kaf-pipsoiv@yandex.ru, Иркутск
Карпушенко Виктория Игоревна
методист, Областного государственного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития социального обслуживания», vikarpushenko@yandex.ru, Иркутск
Роль тьюторов в реализации комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
Аннотация:
актуальность заявляемой темы обусловлена не только увеличением количества семей воспитывающих детей с ОВЗ и необходимостью оказания помощи родителям занять адекватную позицию по отношению к своему ребёнку, но и отсутствием специалистов, которые могут в этом помочь. Таким семьям необходима квалифицированная помощь, иногда непосредственно в условиях семьи, которую должны оказывать специально подготовленные педагоги – тьюторы, хорошо знающие особенности развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и методику работы с ними. В ходе нашего исследования мы разработали научно-обоснованные подходы, как к проектированию комплексных программ сопровождения лиц с ОВЗ в условиях семьи, так и к программам подготовки тьюторов для их реализации в соответствующих условиях. Нами были выделены следующие принципы проектирования комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи, и подготовка тьюторов для её реализации: принцип генетического хода развития ребенка; принцип развивающей направленности обучения и воспитания; принцип единства диагностики и коррекции отклонения в развитии; принцип расширения социальных связей. Комплексное использование данных принципов при проектировании индивидуальных программ развития позволяет учесть все векторные составляющие «качества жизни»
Ключевые слова:
семья, ограниченные возможности здоровья, функции семейного воспитания, тьютор, комплексная программа сопровождения семьи
Библиографический список:
1. Афанасьева Р. А. Проектирование программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Сибирский Педагогический журнал. - 2015. – № 2. С. 191 – 195.
2. Афанасьева Р. А., Карпушенко В. И. Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи // Специальное образование. – 2016. – № 2 (42). С. 94 – 105
3. Выготский Л. С. Детская психология. - Собр. соч., т.6. М. : Педагогика, 1984. - 387 с.
4. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – С. 8.
5. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М. : Национальный книжный центр, 2014.
6. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие.- 6-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 860 с.
7. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Академия, 2008. - 383с.
8. Kanitz A. Emotionale Intelligenz. Munchen, 2007.
9. Krenz A. Ist mein Kind Schulfahig? Munchen, 2006.
10. Servan-Schreiber D. Die Neue Medizin der Emotionen. Munchen, 2006.