УДК: 
374+37.0
Гриневецкая Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Новосибирский государственный медицинский университет, профессор кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Tanita973@list.ru, Новосибирск

Анализ современных теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы этнокультурного образования педагогов

Аннотация: 
Актуальность темы данной статьи обоснована наличием постоянного интереса к вопросу изучения культурного наследия разных народов, с целью адаптации его образовательно-воспитательного потенциала к конкретным культурно-историческим условиям. Особым направлением современных психолого-педагогических исследований выступает вопрос развития этнокультурного образования педагога. Под этнокультурной компетентностью педагогов в работе понимается свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Исследование вопроса развития этнокультурного образования педагогов позволило выделить ряд методологических подходов: общеметодологические, специальнометодологические, частнометодологические. Применительно к теме исследования более подробно в работе рассмотрена совокупность системно-целостного, цивилизационного, кросскультурного, культурологического, аксиологического, акмеологического, личностно-деятельностного, компетентностного, диффузно-синкретического, амбивалентного и регионально-футурологического общеметодологических подходов.
Ключевые слова: 
поликультурное образование, этнокультурная компетентность, мультикультурное образование, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, деятельностный компонент, кросскультурное исследование, диффузно-синкретический подход, амбивалентный подход, регионально-футурологический подход.
Библиографический список: 

1. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм: монография. – Новосибирск, 2011. – 188 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология. – М. : «Академия», 2012. – 263 с.
3. Андриенко Е. В., Кондратьева Т. Н. К вопросу о терминах в этнопедагогике и этнопсихологии современного образования в контексте формирования этнокультурной ассертивности личности // Философия образования. – № 3 (66). – Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2016. – С. 36-44.
4. Андриенко Е. В., Кондратьева Т. Н. Этнокультурная ассертивность личности как базовая составляющая профессиональной компетентности будущего педагога // Этнопедагогика и этнопсихология в мировом и Казахстанском научно-образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию профессора, академика АПНК, МАНПО, Международной педагогической академии К.Ж. Кожахметовой (Казахстан, 8–9 января 2016 г.). – С. 301-305.
5. Арсалиев Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с.
6. Banks J. Approaches to multicultural curriculum reform. In J. Banks, & C. Banks (Eds.), Multicultural education: Issues and perspectives, 2004. – P. 242-264.
7. Banks J. Multicultural education: characteristics and goals. In J. Banks, & C. Banks (Eds.), Multicultural education: Issues and perspectives, 2004. – P. 3-30.
8. Berry J. Global psychology: Implications for cross-cultural research and management // International Journal of Cross Cultural Management, 2015. – Vol. 22. – N 3. – P. 342-355.
9. Bruna K. Finding new words: how I use critical literacy in my multicultural teacher education classroom. Journal of Education for Teaching, 2007. – 33(1). – P. 115-118.
10. Вахитов Д. Р., Зиннатуллин А. З., Кондратьева Т. Н. Нормативно-правовая основа современных исследований в области этнокультурного образования // Философия образования. – № 3 (66). – Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2016. – С. 53-63.
11. Гриневецкая Т. Н. Этнокультурное образование педагогов в процессе их профессиональной подготовки: учебное пособие. – Новосибирск: ИПЦ НГМУ, 2017. – 96 с.
12. Кондратьева Т. Н. Сравнительный анализ феноменов этнической толерантности и этнокультурной ассертивности в контексте современного педагогического образования // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание, 2015. – № 4. – Режим доступа : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1834). – Дата обращения : 20.09.2017.
13. Кондратьева Т. Н. Тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа : монография. – Новосибирск : Изд. ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2009. – 225 с.
14. Лебедева Н. М., Татарко А. Н., Берри Дж. У. Проверка гипотез мультикультурализма, интеграции и контакта // В кн.: Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Четвертой международной научной конференции 30-31 мая 2014 г. В 2 т. / Отв. ред.: В. Гриценко. Т. 1. Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 2014. – С. 23-26.
15. Об образовании в РФ. – Федеральный закон (2012) / сайт Министерства образования и науки РФ.
16. Ромм Т. А. История социальной педагогики: учебное пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – ¬¬¬346 с. (Высшее образование).
17. Современные образовательные технологии в подготовке учителей математики, физики, информатики и экономики на основе традиций и инноваций : монография / Е. В. Андриенко, Т. Н. Добрынина, А. Н. Дахин [и др.] ; под науч. ред. Е. В. Андриенко, Т. Н. Добрыниной ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2017. – 264 с.
18. Федорова С. Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов: автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., 2006. – 42 с.