УДК: 
378+616.31+159.95
Сурдо Эльвира Сергеевна
Без ученой степени, заочный аспирант кафедры-клиники ортопедической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, elvira_surdo@mail/ru, Красноярск
Киприн Дмитрий Владимирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники ортопедической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, d_kiprin@mail.ru, Красноярск
Галонский Владислав Геннадьевич
Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой-клиникой ортопедической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, gvg73@bk.ru, Красноярск
Черниченко Андрей Александрович
Кандидат медицинских наук, Кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники ортопедической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, black80@inbox.ru, Красноярск
Казанцев Максим Евгеньевич
заочный аспирант кафедры-клиники ортопедической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, doktor_maks@inbox.ru, Красноярск
Майгуров Александр Алексеевич
Кандидат медицинских наук, Кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники терапевтической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, maygurov@mail.ru, Красноярск
Градобоев Анатолий Владимирович
Врач-стоматолог Стоматологическая клиника ООО «Гелиос», Стоматологическая клиника ООО «Гелиос», solutiomortalis@gmail.com, Шарыпово

Педагогические основы формирования клинического мышления студентов при оценке клинической картины и постановке диагноза в процессе лекционного курса и практических занятий на кафедре-клинике ортопедической стоматологии

Аннотация: 
Для врача любой специальности основополагающим фактором успешной практической деятельности является клиническое мышление, что обуславливает важность формирования данной профессиональной компетенции в рамках образовательного процесса ВУЗа. Учитывая специфику процесса обучения будущих врачей-стоматологов, имеющую больший вектор уклона на отработку практических мануальных навыков в рамках сжатых сроков (отсутствие в современных условиях постдипломного обучения в интернатуре и ог-раниченной доступности ординатуры для выпускников), на кафедре-клинике ортопедической стоматологии разработана «Учебная медицинская карта (история болезни) ортопедического стоматологического больного». Преимуществом данного средства обучения является возможность интегрировать полученные теоретические знания с клинической практикой непосредственно у кресла больного. Учебную медицинскую карту можно рассматривать как эффективный инструмент реализации обучающей технологии по формированию клинического мышления у будущих врачей-стоматологов, адаптируя их в педагогическом процессе в ВУЗе к последующей самостоятельной практической деятельности после аккредитации специалиста.
Ключевые слова: 
клиническое мышление, врач-стоматолог, аккредитация специалиста
Библиографический список: 

1. Абаев Ю.К. Особенности и противоречия клинического мышления врача / Ю.К. Абаев // Медицинские новости. – 2008. – № 16. – С. 6–13.
2. Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования / В.П. Андронов // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 2. – С. 33–45.
3. Кобринский Б.А. Логика аргументации в принятии решений в медицине / Б.А. Кобринский // НТИ – 2001. – № 9. – С. 1–8.
4. Корнилова Т.В. Интеллект и творчество студентов в условиях инноваци-онного обучения / Т.В. Корнилова // Национальный психологический журнал. – 2006. – № 1. – С. 107–109.
5. Клиническое мышление: проблемы формирования и возможности разви-тия / А.Г. Мингаирова, Е.Б. Павлинова, Н.Ю. Власенко и др. // Медицинский альманах. – 2017. – № 2 . – С. 27–30.
6. Кудашов В.И. Философия современного медицинского образования / В.И. Кудашов // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. – № 4. – С. 103–107.
7. Марков Б.П. Клиническое мышление в ортопедической стоматологии. Тактические особенности в оценке клинической картины и постановки диагноза. Учебное пособие для системы послевузовского образования / Б.П. Марков, Е.С. Ирошникова, В.Ю. Кабанов. – М. МГМСУ, 2004. – 53 с.
8. Романцов М.Г. Формирование профессиональных компетенций и становление компетентностного подхода при обучении в медицинском вузе / М.Г. Романцов, Е.Г. Храмцова, И.Ю. Мельникова // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 7. – С. 2–10.
9. Рябова Т.В. Совершенствование клинического мышления и системного принятия решения в медицинском образовании / Т.В. Рябова, А.Е. Сахарова // Образование и саморазвитие. – 2011. – Т. 3, № 25. – С. 139–144.
10. Современные подходы в подготовки врачей-стоматологов / Р.Г. Галиев, Р.Т. Буляков, Э.И. Галиева и др. // Сб. матер. конф. «Вузовская педагогика 2016», 2016. – С. 125–128.
11. Тетенев Ф.Ф. Значение теории диагностики для формирования научного клинического мышления / Ф.Ф. Тетенев, Т.Н. Бодрова, О.В. Калинина // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6 (часть 2). – С. 44–45.
12. Филатова Ю.С. Факторы, влияющие на формирование клинического мышления будущего врача на этапе обучения в интернатуре / Ю.С. Филатова, Н.В. Яльцева // От истоков к современности. Сб. мат. конф.: в 5 томах. – 2015. – С. 383–386.
13. Формирование клинического мышления – существенная составляющая последипломной подготовки врачей первичного звена / Б.В. Головский, Я.Б. Ховаева, Е.Н. Бурдина, С.Ю. Ховаев // Клиническая медицина – 2015. – Т. 93, № 10. – С. 74–78.
14. Хурса Р.В. О клиническом мышлении и преподавании клинических дис-циплин / Р.В. Хурса // Медицинский журнал. – 2004. – № 2. – С. 106–108.
15. Царегородцев Г.И. О развитии клинического мышления у будущих врачей / Г.И. Царегородцев, Е.А. Кротков, Ю.И. Афанасьев // Терапевтический архив. – 2005. – Т. 77, № 1. – С. 77–80.
16. Шлычков А.В. Клиническое мышление и врачевание / А.В. Шлычков // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 143–144.