УДК: 
378+316.3/.4
Заякина Раиса Александровна
Кандидат философских наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Новосибирский государственный технический университет, raisa_varygina@mail.ru, Новосибирск
Савиных Галина Петровна
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра систем оценки и управления качеством образования, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы, 7069494@mail.ru, Москва

Предикторы распада социальных сетей с участием отечественного университета

Аннотация: 
В статье рассматривается возможность предвосхищения деструктивных процессов, приводящих к распаду социальных сетей с участием отечественного университета. Теоретико-методологическим фундаментом исследования выступает социальная топология и конкретно процедура построения потенциального сетевого дизайна. Механизм его применения основан на фиксации характеристик сетевой устойчивости посредством применения прогностических параметров, названных предикторами. Предикторы, способные маркировать основные предпосылки распада социальной сети, разбиты по степени возможности внешнего контроля на управляемые и неуправляемые. К управляемым предикторам отнесены: угасание ресурсных обменов; телеологическое разобщение сетевых акторов; объективные социальные препятствия. К неуправляемым предикторам отнесены: аксиологическое разобщение акторов; радикальное изменение будничных фоновых практик; разрозненность форм социальной активности акторов. Группа управляемых предикторов открывает перспективу их использования для внешнего направленного влияния на сетевые характеристики, в частности, потерю параметров сетевой устойчивости.
Ключевые слова: 
сетевой подход; социальная топология; потенциальный сетевой дизайн; управляемые и неуправляемые предикторы; отечественный университет
Библиографический список: 

1. Алексеева И. А. Актуальные аспекты управления человеческим капиталом вузов в условиях их инновационного развития // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2016. – № 3 (11). – С. 109–116.
2. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. – СПб.: Изд-во Европейского ун-та в СПб, 2008. – 298 с.
3. Гресько А. А., Солодухин К. С., Чен А. Я. Многопериодная модель ресурсного взаимодействия заинтересованных сторон вуза // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 77–81.
4. Заякина Р. А., Ромм М. В. Сетевой подход: между топологиями пространства и формы // Социологическое обозрение. – 2017. – Т. 16. – № 2. – С. 163–179.
5. Климова С. Г., Климов И. А., Щербакова И. В. Сообщества социальных предприятий // Вестник Института социологии. – 2015. – № 2 (13). – С. 71–97.
6. Нархов Д. Ю. Преподаватели высшей школы как ресурс модернизации высшего профессионального образования: дис. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2015. – 246 с.
7. Ромм М. В., Заякина Р. А. Сетевые сообщества с участием вуза: сложившиеся практики социального взаимодействия // Высшее образование в России. – 2016. – № 11. – С. 28–37.
8. An W., Schramski S. Analysis of contested reports in exchange networks based on actors’ credibility // Social Networks. – 2015. – No. 40. – P. 25–33.
9. McPherson N., Smith-Lovin L., Cook J. M. Birds of a feather: Homophily in social networks // Annual Review of Sociology. – 2001. – Vol. 27. – P. 415–444.