УДК: 
373.3/.5+371
Поляков Сергей Данилович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, sdpolyakov@mail.ru, Ульяновск
Аверьянов Пётр Геннадьевич
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии,, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, avepetr@gmail.com, Ульяновск

«Тризеркалье» деятельности педагога на уроке

Аннотация: 
В статье приводится описание и результаты междисциплинарного исследования повседневной профессиональной деятельности современного российского учителя. За основу исследования взят известный эмпирический факт, что единой, независимой от «автора» видения картины того, что такое педагогическая деятельность, не существует. Этот эмпирический факт в рамках исследования представлен в виде метафоры «тризеркалья»: отражения деятельности педагогов в профессиональном сознании самого учителя, отражение его действий в сознании учеников (непосредственно контактирующих с данным педагогом) и отражение профессиональной деятельности учителей в «зеркале» непосредственного восприятия исследователей-наблюдателей. При этом ни одно из этих «видений» не рассматривается в исследовании как окончательное. В статье представлены результаты анализа 35 уроков «традиционных» предметов, проведенных в 6–9-х классах общеобразовательных школ г. Ульяновска. Количественный и качественный анализ несовпадений в тройном видении урока позволяет выдвинуть гипотезы о возможных причинах различного видения, сделать вывод о представленности деятельностного подхода в субъективной реальности педагога, в его образе «идеального учителя».
Ключевые слова: 
профессиональная деятельность учителя, междисциплинарное исследование, действия учителя на уроке, профессиональное сознание учителя, деятельностный подход.
Библиографический список: 

1. Аверьянов П. Г., Кривцова Н. С., Поляков С. Д., Семикашева И. А., Стрюкова Г. А. Повседневная деятельность современного учителя и цели психологического образования // Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящее, будущее. – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2014. – С. 11–18.
2. Гаспарашвили А. Т. Учитель в эпоху перемен. – М.: Логос, 2006. – 176 с.
3. Засыпкин В. П. Социальный стереотипный образ современного учителя // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. – Том Х, № 2. – С. 165–177.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
5. Поляков С. Д., Семикашева И. А., Стрюкова Г. А. Повседневная деятельность современного учителя: опыт междисциплинарного исследования // Вестник РГНФ. – 2015. – № 1 (78). – С. 165–174.
6. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л., Царьков П. Е. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ. – М.: Центр социологических исследований, 2016. – 327 с.
7. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. – 1988. – № 2. – С. 129–137.