УДК: 
316.3/.4+371
Малкова Ирина Юрьевна
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления образованием, Томский государственный университет, malkovoi@yandex.ua, Томск
Фахретдинова Александра Павловна
Аспирант, кафедра управления образованием, Томский государственный университет, maltsevaal@yandex.ru, Томск

Основные подходы к содержанию и организации гражданского образования и воспитания

Аннотация: 
В статье рассмотрены основные особенности гражданского образования и обучения как в Европе, так и в России. Предложены и обоснованы основные подходы для проектирования его содержания и форм организации. Показано, что сетевой подход играет важнейшую роль в формировании гражданской компетентности, являясь основным проводником для открытой образовательной среды. Через становление субъектной позиции участников образования нами были обоснованы условия антропологического подхода в понимании содержания и организации гражданского образования и воспитания. Рассматривается компетентностный подход в гражданском образовании, и выделяются основные базовые психологические компоненты гражданской компетентности. Дано обоснование того, что проектирование гражданского образования является способом изменения подходов, содержания и качества процесса подготовки за счет обеспечения: влияния разных субъектов образования на выстраивание деятельности; способов деятельности; особенного качества коммуникации участников гражданского воспитания и образования; взаимодействия различных ресурсов региона. Был сделан вывод о том, что проанализированные подходы являются целесообразными гражданскому образованию и воспитанию.
Ключевые слова: 
гражданское образование и воспитание, антропологический подход, сетевой подход, проектный подход, компетентностный подход.
Библиографический список: 

1. Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск: ТГУ, 2007. – 368 с.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. – 2004. – № 10. – С. 23–31.
3. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 101 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
5. Ильичева Н. И., Галаганова Л. Е., Лежнина Г. В. Воспитание гражданской компетентности будущих специалистов в вопросах интеркоммуникации средствами иностранного языка // Вестн. Кем. гос. ун-та. – 2010. – № 2 (42). – С. 36–44.
6. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 174 с.
7. Левых А. Ю. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников и студентов в рамках сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательной практики // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 89–94.
8. Малкова И. Ю. Формирование сетевых проектов как механизм развития Открытого образовательного пространства // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. – Томск: UFO-пресс, 2003. – С. 138–158.
9. Малкова И. Ю., Фахретдинова А. П. Особенности гражданского образования в Европе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (169). – С. 126–130.
10. Петрова Г. И. Современные тенденции изменения содержания образования: Опыт становления философии образования в образовательных практиках. – Томск: Томский ЦНТИ, 2001. – 124 с.
11. Петрова Г. И. Философская антропология и антропологическая проблематика в философии: учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, 2002. – 160 с.
12. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы» [Электронный ресурс] // Сайт Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. – URL: http:// www. sovetpamfilova. ru/ sovet/ 16402. php (дата обращения: 19.04.2016).
13. Суслов А. Б. Особенности образовательных технологий для гражданского образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 11. – С. 142–148.
14. Субъект, личность и психология человеческого бытия. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 348 с.
15. Фахретдинова А. П., Абакумова О. А. Различные подходы к гражданскому образованию в Великобритании // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 128–132.
16. Фахретдинова А. П. Особенности гражданской компетенции во Франции // Язык и культура: сб. статей ХХVI Междунар. науч. конф. (27–30 октября 2015 г.). – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. – С. 367–369.
17. What is Education for Democratic Citizenship and Human Rights? [Электронный ресурс] // The official website of the Council of Europe. – URL: http://www.coe.int/t/dg4/education/edc/who/whatis_en.asp (accessed: 1.11.2015).
18. Feyfant Annie. L’éducation à la citoyenneté // Dossier d’actualité de la VST. – 2010. – № 57. – P. 212–227.