УДК: 
371+373.3/.5
Головач Анатолий Филиппович
Директор, Областной центр образования, golovachaf@mail.ru, Новосибирск
Кохан Наталья Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием Института дополнительного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, nkokhan@mail.ru, Новосибирск

Модель дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на примере гбоу нсо «областной центр образования»

Аннотация: 
В статье обобщен опыт организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательной организации с использованием дистанционных образовательных технологий. Предложена модель дистанционного обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ. Модель содержит три блока: информативно-аналитический, практический и рефлексивный. Приведено содержательное наполнение модели (индивидуальный учебный план, адаптация учебных программ, психологическое сопровождение семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, личностно-ориентированный подход к обучению). Выделены параметры эффективности модели.
Ключевые слова: 
дети с ограниченными возможностями здоровья, модель обучения, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, инклюзивное образование, интегрированное образование.
Библиографический список: 

1. Авакян А. В., Азатян Т. Ю., Чеснокова Г. С. Инклюзивное образование: формирование международного профессионального сообщества // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – С. 186–189.
2. Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2013. – С. 71–95.
3. Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей // Всемирная конференция по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд, 5–9 марта 1990 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/jomtien.pdf (дата обращения: 12.06. 2017).
4. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
5. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 336 с.
6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
7. Игнатова И. А. Педагогическое сопровождение родителей в воспитании детей с особенностями развития: монография. – М.: АПК и ППРО, 2012. – 100 с.
8. Игнатова И. А. Модель единого образовательного пространства в аспекте социализации детей с ОВЗ на основе реализации ФГОС // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2015. – № 3. – С. 24–32.
9. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: материалы международной конференции. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 215 с.
10. Кобрина Л. М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: дис. ... д-ра психол. наук [Электронный ресурс]. – М., 2006. – URL: http://www.dissercat.com/content/sistema-integrirovannogo-obucheniya-i-v... (дата обращения: 12.06.2017).
11. Киселева Н. А., Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Коррекционная педагогика, 2009. – 210 с.
12. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 12.06.2017).
13. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение. 2002. – 239 с.
14. Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. М. Назаровой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
15. Никитина М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб. статей. – СПб., 1997. – Ч. 2. – С. 152–156.
16. Никитина Е. Л. Проблемы развития инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 31–35. – URL: http://ekoncept.ru/2014/65278.htm (дата обращения: 12.06.2017).
17. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.06.2017).
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.
19. Семаго Н. Я., Семаго М. М., Семенович М. Л., Дмитриева Т. П., Аверина И. Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 51–59.
20. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. – 191 с.
21. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Владос, 2003. – 528 с.
22. Юсфин С. М. Консультация специалиста: «инклюзивность» как принцип образования // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2010. – № 8. – С. 110–114.
23. Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации. – М.: МОНФ, ЦСПГИ, 2008. – 335 с.