УДК: 
37.0+373.3/.5
Силкина Ольга Сергеевна
Аспирант кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии, Сибирский государственный университет путей сообщения, olg.silckina@yandex.ru , Новосибирск

Воспитание патриотизма в процессе художественного образования школьников: аксиологический подход

Аннотация: 
В статье дается анализ современных нормативно-правовых документов патриотического воспитания молодежи на федеральном и региональном уровнях, выявлены особенности законодательной базы. Обосновывается, что определяющим фактором воспитания чувства патриотизма являются не столько уровень знания, умения и навыки, сколько сформированность нравственной основы, непосредственно влияющей на развитие патриотической и духовно-ценностной сфер личности. Воспитание нравственного человека автор рассматривает в контексте художественного образования. Художественное образование понимается как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, одним из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности.
Ключевые слова: 
патриотизм, патриотическое воспитание, нормативно-правовой аспект патриотического воспитания, ценностные ориентации, художественное образование.
Библиографический список: 

1. Андрюшков А. А. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее // Вопросы образования. – 2011. – № 3. – С. 75–79.
2. Блауберг И. В., Копнина П. В. Краткий словарь по философии. – М.: Политиздат, 1970. – 398 с.
3. Вагнер Г. К. От символа к реальности. – М.: Искусство, 1980. – 268 c.
4. Власова И. М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2005. – 27 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. – 3-е изд. – М.: Педагогика, 1986. – 344 с.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 15.02.2017).
7. Ибрагимова А. Р. Некоторые итоги управления выполнением государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» // Журнал исследований по управлению. – 2016. – № 7. – С. 4–10.
8. Ильичёв И. М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. – 2002. – № 3. – С. 84–92.
9. История педагогики в России: хрестоматия. – М.: Просвещение, 1986. – 432 с.
10. Каган М. С. Философская теория ценности. – СПб., 1997. – 205 с.
11. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/2014/03/27/5068.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
12. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. – Белгород: НИУ БелГУ, 2013. – 156 с.
13. Розин В. М., Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1993. – 416 с.
14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. – Т. 2. – М – Я. – 672 с.
15. Сборник материалов «круглого стола» на тему «Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи» 21 мая 2015 года. Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://riss.ru/wp-content/uploads/2016/02/Patrioticheskoe-vospitanie-mo... (дата обращения: 10.03.2017).
16. Силкина О. С. Дополнительное образование школьников, как условие формирования и развития способностей личности // Материалы XIV научно-технической конф. студентов и аспирантов Ч. II. гуманитарные и социально-экономические науки (Новосибирск, 12 – 13 ноября 2015 г.). – Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2016. – С. 189–190.
17. Стукалова О. В. Проблемное поле художественного образования в социокультурном контексте [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2016. –№ 3. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/stukalova_41... (дата обращения: 10.03.2017).
18. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.