УДК: 
37.0
Грасс Татьяна Петровна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры № 17 «Экономика», Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, tpgrass@mail.ru, Cанкт-Петербург
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры № 7 «Языковой подготовки», Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, vpetrichtchev@hotmail.com, Cанкт-Петербург
Колесникова Юлия Николаевна
Аспирант кафедры педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Kolessnikova@mail.ru, Красноярск

Общие и особенные подходы в формировании предприимчивости в современной школе США, Германии и Китая

Аннотация: 
В статье ставится задача провести анализ подходов к формированию предприимчивости в общеобразовательной школе в трех экономически развитых странах: в США, Германии и Китае, обеспечивающие развитие личности школьника и передачу знаний и компетенций, которые будут способствовать его успешному трудоустройству или самозанятости. В ходе работы над статьей авторы опирались на сравнительный метод, позволяющий им получить обоснованный научный и практический результат. Особое внимание уделено практическому аспекту формирования предприимчивости, которые реализуются в специальных программах трех исследуемых нами стран. На основе анализа подходов к формированию предприимчивости в трех странах, их результативности и практического применения, авторы приходят к выводу о том, что, несмотря на большие различия в экономических, социальных и культурных условиях формирования предприимчивости в США, Германии и Китае, оказывается, что в этих странах формирование предприимчивости у школьников в целом базируется на американской модели, но с учетом специфики этих стран.
Ключевые слова: 
предприимчивость, общеобразовательная школа, программы и проекты, личная инициатива, американская модель, сотрудничество.
Библиографический список: 

1. Грасс Т. П. Великобритания, США и Новая Зеландия: формирование культуры предпринимательства у школьников: монография. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2015. – 351 с.
2. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Латынина Е. С. Формирование предприимчивости и культуры предпринимательства школьников в США и Китае как педагогическая проблема // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2016. – № 3 (37). – С. 6–11.
3. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Рыбакова Е. В. Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у школьников-мигрантов в практике общеобразовательной школы Великобритании и США // Cибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – С. 186–191.
4. Дьюи Дж. Школа и общество. – М.: Работник просвещения. – 1925. – 127 с.
5. Емельянова Н. И. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в средних учебных заведениях США (историко-педагогическое исследование): дис. ... канд. пед. наук. – М., 2009. – 173 с.
6. Хедер Э., Любич М., Нола Л. Обучение предприимчивости как ключевой компетенции УРОВЕНЬ 2 ISCED. – Загреб: Magnus Gubernator d.o.o., 2011. – 84 с.
7. Baum J. R., Locke E. A. The relationship of entrepreneurial traits, skill, and motivation to subsequent venture growth // Journal of Applied Psychology. – 2004. – № 89 (4). – P. 587–589.
8. DeAtiles J., & Allexsaht-Snide M. Effective approaches to teaching young Mexican immigrant children. Retrieved May 25, 2017 from (2003). № 3 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ericdigests.org/2003-4/immigrant-children.html (дата обращения: 10.06.2017).
9. McClelland D. Need achievement and entrepreneurship: a longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology. – 1965. – № 1. – P. 45.
10. Stern D. Enterprise and Education: A View from China Executive Summary [Электронный ресурс]. – URL: http://ncrve.berkeley.edu/CW82/Executive Summary.html/ Retrieved July 2, 2017 (дата обращения: 12.05.2017).
11. Roebuck D., Brawley D. Forging Links between academic and business communities // Journal of Education for business. – 1996. – Jan. 71 (3). – P. 125.
12. Zhiqun Zhao. School-enterprise Cooperation in Chinas Vocational Education and Training [Электронный ресурс]. – URL: http://www.Keynote2-Zhiqun Zhao-School-Enterprise Cooperation in China s Vocational Education and Training.pdf]. (дата обращения: 20.06.2017).
13. Josten M., van Elkan M. Unternehmergeist in die Schulen?! Ergebnisse aus der Inmit-Studie zu Entrepreneurship Education-Projekten an deutschen Schulen. Herausgegeben vom Ministerium für Wirtschaft und Technologie, Reihe Mittelstandspolitik, Existenzgründungen, Dienstleistungen, Berlin, 2010. S. 10-11. – [Электронный ресурс]. URL: https://oekonomische.bildung-rp.de/ fileadmin/ user_upload/ oekonomische.bildung-rp.de/ Informationsmaterial/ Ergebnisse_INMIT-Studie.pdf (дата обращения: 25.06.2017).
14. Alt S., Baharian A., Kummer J. Entrepreneurship Education Begeisterung wecken, Talente entdecken. Eschborn. 2015. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rkw-kompetenzzentrum.de/ gruendung/ leitfaden/ entrepreneurship-education/ hintergrundwissen-zum-thema-entrepreneurship-education/ begeisterung-wecken-talente-entdecken-was-entrepreneurship-education-bewirkt/ (дата обращения: 25.06.2017).
15. Sekretariat der Ständigen Konferenz der Kultusminister der Länder in der Bundesrepublik Deutschland. Wirtschaftliche Bildung an allgemein bildenden Schulen. Bericht der Kultusministerkonferenz vom 19.10.2001 i.d.F. vom 27.06.2008. Berlin. 128 S. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.kmk.org/ fileadmin/Dateien/ veroeffentlichungen_beschluesse/ 2001/ 2001_10_19-Wirtschaftliche-Bildung-allg-Schulen.pdf (дата обращения: 30.05.2017).