УДК: 
37.0
Скрыпникова Екатерина Михайловна
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, katrine13@mail.ru, Новосибирск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Методологический потенциал изучения участия детей в принятии решений за рубежом

Аннотация: 
Актуальность исследования обусловлена важностью адаптации результатов изучения участия детей в принятии решений в зарубежной науке. Цель данной статьи заключается в обосновании выбора феномена участия детей в принятии решений как научной категории на основе сравнительно-сопоставительного анализа. Методологию исследования составляют положения педагогической компаративистики, теории социального воспитания и педагогической методологии. Результаты получены в ходе теоретического анализа и классификации различных источников, перевода аутентичной литературы, описания и сравнения полученных данных. На основе изучения зарубежных исследований в статье представлены теоретико-методологические подходы к пониманию сущности участия как сложного социально-педагогического феномена (правовой, социальный и личностный). Авторами обнаружены и представлены содержательные компоненты участия, разработанные в зарубежной теории (когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Анализируя проблемное поле участия, представленное в зарубежных исследованиях, авторы выделили проблемы отношения взрослых к детям, формализма организации участия, ошибочности представлений взрослых о пассивности детей, субъектности исследователя. В тексте статьи обращено внимание на реализацию субъектности исследователя как важного принципа изучения участия, обеспечивающего индивидуализацию и гуманистическую направленность исследования. В заключении делаются выводы о том, что участие детей в принятии решений – сложный социально-педагогический феномен, обусловленный социальными, экономическими, культурными особенностями и традициями; о методологическом потенциале сравнительно-сопоставительных исследований для развития отечественной теории участия детей в принятии решений на современном этапе.
Ключевые слова: 
сравнительно-сопоставительное исследование, отношение к детству, методы исследования, участие детей в принятии решений.
Библиографический список: 

1. Калл К., Кирк С., Гиертсен А. Структура работы по улучшению качества участия детей [Электронный ресурс]. – Мозамбик, 2005. – 11 с. – URL: unicef.ru/programms/cities/experience/norway.pdf (дата обращения: 07.07.2017). По ссылке документ не открывается
2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций – Конвенции и соглашения. – 2011. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 10.07.2017).
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [Электронный ресурс] // Министерство социального развития Новосибирской области. – 2012. – 10 декабря. – URL: http://msr.nso.ru/family/Pages/strategy_deti.aspx (дата обращения: 10.07.2017).
4. Скрыпникова Е. М. Участие детей в принятии решений как механизм реализации концепции развития дополнительного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 1. – С. 41–49.
5. Участие детей в деятельности по защите своих прав: Межрегиональный тематический доклад. – М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. – 36 с.
6. Ashford A. Involving children in decision making [Электронный ресурс]. – 51 p. – URL: http://www.childcomm.tas.gov.au/wp-content/uploads/2015/06/Guide-to-maki... (дата обращения: 03.07.2017).
7. Fernandes P. Evaluating children’s participation in decision making: A case study of a child helpline in India. – London: Department of Social Policy London School of Economics and Political Science, 2006. – 325 p.
8. Fieldgrass L. Youth Engagement: what is it and where can we take it? – Canberra Youth Affairs Conference, 2013. – 15 p.
9. Hart R. Children’s participation: from tokenism to citizenship. – Florence, Italy: International Child Development Centre, 1992. – 41 p.
10. Lansdown G. Promoting children’s participation in democratic decision-making. – Florence, Italy: Innocenti Research Centre, 2001. – 53 p.
11. Martin S., Forde C., O’Connell A. An examination of children and young people’s views on the impact of their participation in decision-making. – Dublin: Department of children and youth affairs, 2015. – 152 p.
12. Newmann F. M. Student Engagement and Achievement in American Secondary Schools. – New York: Teachers College Press, 1992. – 243 p.
13. Powers J. L., Tiffany J. S. Engaging Youth in Participatory Research and Evaluation // Journal of Public Health Management Practice. – 2006. – P. 79–87.
14. Thomas N. Children’s participation: challenges for research and practice. – Lismore: Centre for Children and Young People, Southern Cross University and the Social Policy Research Centre, 2012. – 25 p.
15. Zeldin S. Youth in decision-making: research highlights from a study on the impacts of youth on adults and organizations [Электронный ресурс], 2001. – 69 p. – URL: http://www.theinnovationcenter.org/store/108 (дата обращения: 12.07.2017).