УДК: 
37.0+376
Дмитриев Алексей Андреевич
Доктор педагогических наук, профессор, факультет специальной педагогики и психологии, Московский государственный областной университет, aa.dmitriev@mgou.ru, Москва
Маркова Татьяна Владимировна
Кандидат педагогических наук, директор, Специальная (коррекционная) школа № 991, bosatina@rambler.ru, Москва

Организационно-управленческие аспекты внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью в свете реализации ФГОС

Аннотация: 
Одним из ключевых аспектов реализации требований федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью является усиление роли внеурочной деятельности данной категории детей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы и их дальнейшей успешной социализации. В статье рассматриваются особенности организации и построения содержания внеурочной деятельности умственно отсталых младших школьников в свете реализации ФГОС О УО. Авторы рассматривают методические аспекты построения плана внеурочной деятельности на примере работы ГБОУ Школа № 991 города Москвы. Определены образовательные и социально-личностные компетенции, формируемые у умственно отсталых школьников во внеурочной деятельности. Предложена универсальная модель структуры компетенции, включающая мега-, макро- и микрокомпоненты. Авторы приводят примеры различных моделей реализации специальной (коррекционной) школой разработанного плана внеурочной деятельности с учетом региональных особенностей образовательной организации.
Ключевые слова: 
внеурочная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), специальная педагогика, компетенции.
Библиографический список: 

1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Рюмина Т. В. Современные исследования в коррекционной психологии и педагогике. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 169 с.
2. Дмитриев А. А. К вопросу управления качеством специального образования // Специальное образование. – 2012. – № 1. – С. 35–43.
3. Дмитриев А. А. О подготовке кадров для системы специального и инклюзивного образования в свете его модернизации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2015. – № 4. – С. 100–107.
4. Дмитриев А. А. Структурные характеристики социально-личностных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья как оценочные критерии качества специального образования // Специальное образование. – 2014. – № 3. – С. 12–20.
5. Маркова Т. В. Формирование естествоведческой компетентности умственно отсталых младших школьников в условиях компетентностно-ориентированной образовательной среды // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2014. – № 8. – С. 113–118.
6. Маркова Т. В., Шевырева Т. В., Костенкова Ю. А. Компетентностный подход в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Наука и школа. – 2014. – № 1. – C. 125–128.
7. Маркова Т. В. Формирование образовательных компетенций обучающихся с нарушениями интеллектуального развития // Вестник. МГОУ. Серия: Педагогика. – 2015. – № 4. – С. 71–77.
8. Образование: Национальный проект [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%... (дата обращения: 05.05.2017).
9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014. – СПб.: Питер, 2014. – 240 с.
10. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402 (дата обращения: 05.05.2017).
11. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102381888&intelsearch=%D1%E0%...(дата обращения: 05.05.2017).
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%... (дата обращения: 05.05.2017).
13. Пискун О. Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 15. – С. 188–200.
14. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://uploads/2014/04/08_АООП_умств.отст._10.11.2014.pdf (дата обращения: 05.05.2017).
15. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05. 2013 № ИР-352/09) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=561547#0 (дата обращения: 05.05.2017).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
17. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.