УДК: 
37.0(09)
Александрова Екатерина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет, alexkatika@mail.ru, Саратов

Эволюция методов и приемов воспитания: 1917-2017

Аннотация: 
Цель статьи: представить результаты поиска наиболее эффективных приемов воспитания современного ребенка. Основные достижения: представлены варианты логики формирования воспитывающей среды: от идеологии – к средствам воспитания; от средств – к идеологии. Критически проанализированы традиционные группы методов воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования. Приведены эффективные приемы воспитания: подтекстные высказывания, спор, диалог, совместные рассуждения и думание, активное слушание, смысловые паузы, создание воспитывающих ситуаций/прецедентов, обращение к мнению и опыту растущего человека. Продемонстрирован прием составления графика индивидуальных учебных достижений. Вывод: эффективными для воспитания современного ребенка являются такие методы взаимодействия с ним, которые создают условия для: понимания им смысла события и его последствий; принятия людей, общение с которыми помогает ему осмыслить событие; восприятия окружающего пространства, как пространства новых возможностей и новых смыслов.
Ключевые слова: 
методы воспитания, приемы воспитания, воспитывающая среда
Библиографический список: 

1.1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8 т.: Т. 1. – М.: Педагогика, 1983. – 267 c.
2. Иванов И.П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. – 1989. – № 8.
3. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: Мирос, 2002. – 296 с.
4. Мудрик А.В. Наши дети не хотят жить так же как мы // Физика. Первое сентября. – 1999. – № 68. – С. 3.
5. Бедерханова В.П., Демакова И.Д., Крылова Н.Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. – 2012. – № 1. – С. 16-27.
6. Куприянов Б.В. Методы воспитания: очередная попытка понимания // Образование и общество. – 2004. – № 4. – С. 39.
7. Склярова Т.В. Воспитательная концепция в современном российском обществе: теория, история и перспективы //Relga. – 2004. – № 9. – С. 18.
8. Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога как система // Вопросы воспитания. – 2014. – № 4. – С. 66-70.
9. Шакурова М.В. Традиции и инновации в использовании примера в процессе воспитания школьников // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Серия 4: Педагогика. Психология. – 2011. – № 2 (21). – С. 32-38.
10. Ромм Т.А. Горизонты и границы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2. – № 1 (36). – С. 75-82.
11. Александрова Е.А. Самоорганизация детей и взрослых в образовательных учреждениях и по месту жительства: психолого-педагогическое сопровождение // Психология обучения. – 2014. – № 11. – С. 4-15.
12. Григорьев Д.В. Детско-взрослый клуб как фактор развития социально-образовательной среды школы // Проблемы современного образования. – 2011. – № 3. – С. 75-79.
13. Мирошкина М.Р. Педагогический потенциал самоорганизации // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 14-20.
14. Поляков С.Д. Современный отечественный подросток и социокультурная ситуация развития (опыт пилотажных исследований)//Мир психологии. – 2008. – № 3. – С. 142-149.
15. Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность - значимое условие воспитания юношества // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 11. – С. 230-239.
16. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. – 256 с.