УДК: 
159.923
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Москва

Идентичность личности как показатель наличия воспитательного пространства

Аннотация: 
В статье обоснована возможность и необходимость использования идентичности личности в качестве показателя наличия воспитательного пространства. Представлены результаты анализа традиции педагогического изучения пространства, в данном контексте охарактеризованы четыре возможных вектора: метафорический, физикалистский, переходный, нефизикалистский. Подчеркивается роль идентичности личности как механизма построения границ за счет значимых связей и отношений, задающих границы пространства в нефизикалистском его прочтении. Показаны сущностные характеристики идентичности личности, затрудняющие процедуру анализа с ее помощью пространственных феноменов, в которых данная личность выступает субъектом. С позиций педагогического осмысления феномена социокультурной идентичности личности и процесса ее формирования выделены педагогические условия, необходимые для формирования субъектной позиции личности в воспитательном пространстве.
Ключевые слова: 
пространство, воспитательное пространство, идентичность личности, субъектная позиция.
Библиографический список: 

1. Баева Е. А. Организационно-педагогические условия вхождения отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство (на материале региональных негосударственных вузов): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2006. – 26 с.
2. Бурдье П. Социология политики. – М.: Socio-Logos, 1993. – 336 с.
3. Григорьева И. В. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2014. – 24 с.
4. Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: дис. … д-ра пед. наук. – Ростов н/Д, 2001. – 347 с.
5. Демакова И. Д. Педагогика и психология о феномене «пространство детства» // Вестник Калмыцкого университета. – 2012. – № 1. – С. 42–49.
6. Заблоцкая О. А. Образовательное пространство как педагогическая категория // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2(4). – С. 3–14.
7. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. – 2015. – № 6. – С. 23–28.
8. Леонова О. А. Региональное образовательное пространство: дис. … д-ра пед. наук. – Волгоград, 2009. – 332 с.
9. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство-СПБ, 2002. – 768 с.
10. Новикова Л. И. Воспитание – воспитательные системы – воспитательное пространство // Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – С. 222–229.
11. Романова Э. Н. Развитие ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2012. – 25 с.
12. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 35–39.
13. Сорокин П. Социальная мобильность. – М.: Academia: LVS, 2005. – 588 с.
14. Сысоева Ф. М. Педагогические проблемы реализации социальной политики в региональном поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2015. – 27 с.
15. Федосеева Н. В. Духовно-нравственное образовательное пространство личности как путь ее совершенствования // European journal of education and applied psychology. – 2015. – № 3. – С. 50–54.
16. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2007. – 361 с.
17. Шакурова М. В. Становление социокультурной идентичности в воспитательном пространстве // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2007. – № 3 (48). – С. 192–201.
18. Шендрик И. Г. Проектирование образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 43 с.
19. Jeske K. The social maze: navigating the space between cultural ideas and social action in an urban world. – Iowa: Iowa State University, 2010. – 161 p.
20. Remm T. Sociocultural Space: Spatial Modelling and the Sociocultural World. – Tartu: University of Tartu Press, 2015. – 142 p.
21. Remm T. Time in spatial metalanguage: the ambiguous position of time in concepts of sociocultural, social and cultural space [Электронный ресурс]. – URL: http://www.biomedsearch.com/article/Time-in-spatial-metalanguage-ambiguo... (дата обращения: 20.09.2017).
22. Tavis D. Jules The Caribbean educational policy space: educational gradualism, zero-sum policy reforms, and lesson-drawing in small (and micro) states // Journal of supranational policies of education. – 2015. – № 3. – P. 307–329.