УДК: 
316.6+37.0
Хуторянская Татьяна Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, dialogus1@yandex.ru, Саратов

Особенности социализации подростков в различных образовательных средах

Аннотация: 
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей социализации подростков в различных образовательных средах. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков города Саратова (1-я группа: n = 39, 12–14 лет, подростки, обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»; 2-я группа: n = 39, 12–14 лет, подростки, посещающие дополнительно МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи») с применением диагностического инструментария: методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков); методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика диагностики направленности личности (Б. Басс); методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной); методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич). Установлено, что существуют различия в социализации подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, и подростков, посещающих дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультационной практике педагогов-психологов и других специалистов.
Ключевые слова: 
особенности, социализация, подростки, образовательная среда, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования.
Библиографический список: 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского университета, 2007. – 512 с.
2. Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности // Прикладная психология и психоанализ. – 2009. – № 4. – С. 19–21.
3. Бодалев А. А. Личность и общение. – М.: Академия, 2003. – 468 с.
4. Василькова Ю. В. Социальная педагогика. – М.: Генезис, 2009. – 470 с.
5. Выготский Л. С. Избранные произведения. – СПб.: Речь, 2002. – 640 с.
6. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Академия, 2002. – 486 с.
7. Лебедева О. Е. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 2004. – 444 с.
9. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Академия, 1997. – 180 с.
10. Савенков А. Б. Образовательная среда // Школьный психолог. – 2009. – № 5. – С. 5–8.