УДК: 
372.016:62+371
Бирюкова Татьяна Анатольевна
Кандидат психологических наук, кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, ta.birukova@mail.ru, Новосибирск

Проектная деятельность на уроках технологии как метод развития творческого мышления подростков

Аннотация: 
В статье анализируются основные понятия творческого мышления и подходы к развитию творческого мышления в контексте технологической подготовки школьников. Аргументирована значимость и определены условия развития творческого мышления на уроках технологии. Определены понятие и этапы проектной деятельности для эффективного развития творческого мышления подростков. Приведены результаты психолого-педагогического исследования, подтверждающие эффективность развития творческого мышления у подростков при включении их в проектную деятельность на уроках технологии. Даются рекомендации по развитию творческого мышления на уроках технологии.
Ключевые слова: 
проектная деятельность, творческое мышление подростка, учебная деятельность на уроках технологии, развитие творческого мышления.
Библиографический список: 

1. Алимов А. Т., Савриева И. Б. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – С. 468–470.
2. Бирюкова Т. А. Мотивационные средства развития творческой активности личности: автореф. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2005. – 24 с.
3. Бирюкова Т. А. Мотивационные средства развития творческой активности личности: дис. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2005. – 207 c.
4. Брушлинский А. В. Десять заповедей творческой личности. – М.: Знание, 1990. – 127 с.
5. Вернигорова Н. С. Развитие творческих способностей личности на уроках технологии [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/06/09/razvitie-tvorc... (дата обращения: 17.04.17)
6. Галдеева В. М. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/publications/nachshkola/20... (дата обращения: 18.04.17)
7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М.: Харвест, 2007. – 976 с.
8. Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся [Электронный ресурс]. – URL: http://for-teacher.ru/technique/187-metod-proektov-kak-sredstvo-razvitiy... (дата обращения: 22.04.17)
9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2015. – 460 с.
10. Палецкая Т. В. Модель формирования творческих способностей учащихся // Образование в новом тысячелетии: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск : Изд-во Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2003. – С. 180–184.
11. Петухов В. В. Психология мышления: учебное пособие. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 672 с.
12. Развитие познавательного интереса и творческого отношения к труду на уроках технологии [Электронный ресурс]. – URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fwww.schoolrm.ru%2Fschoo... (дата обращения: 17.04.2017).
13. Сазонов В. Ф. Критерий Вилкоксона (Уилкоксона): две зависимые выборки [Электронный ресурс]. – URL: http://kineziolog.su/content/content/kriterii-vilkoksona-uilkoksona-dve-... (дата обращения: 26.04.17).
14. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2000. – 350 с.
15. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 304 с.
16. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.
17. Martinsen O., Kaufmann G. Cognitive style and creativity // Encyclopedia of creativity / eds. M. A. Runco and S. R. Pritzker. – San Diego, 1999. – V. 1.
18. Torrance E. P. Torrance tests of creative norms. Technical manual. – N. Y., 1966.