УДК: 
372.3/.4
Григорьева Ольга Фёдоровна
Старший воспитатель, детский сад № 155 «Центр развития ребенка – детский сад», ofgrigorieva@yandex.ru, Кемерово
Морозова Ирина Станиславовна
Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет, ofgrigorieva@yandex.ru, Кемерово

Развитие способностей дошкольников в условиях поисково-исследовательской деятельности

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема развития способностей детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях. Посредством теоретического анализа доказано, что единицами поисково-исследовательской деятельности являются задачи, способствующие развитию способностей субъекта и активизирующие его поисково-исследовательскую деятельность. Определены особенности развития интеллектуальных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Описана специфика организации поисково-исследовательской деятельности, учтены особенности построения предметно-развивающей среды. Выделены основные компоненты, обязательные для любого типа проблемных ситуаций: потребность в новом способе действия, обусловленная невозможностью решить интеллектуальную задачу с помощью известных способов; неизвестное (в данном случае это способ познавательных действий), которое должно быть найдено; возможности ребенка (уровень развития способностей, необходимый для поиска). Доказана эффективность разработанной программы развития способностей детей на различных этапах дошкольного детства. Полученные результаты позволяют утверждать, что выделение взрослым момента нахождения решения задачи и положительное оценивание преодоления трудностей в процессе решения способствовало повышению продуктивности познавательной деятельности и, как следствие, росту уровня способностей дошкольников.
Ключевые слова: 
способности детей дошкольного возраста, условия развития, поисково-исследовательская деятельность.
Библиографический список: 

1. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. – 1969. – №1. – С. 15–25.
2. Короткова А. В. Специфика ориентировочной основы в мыслительной деятельности при решении комплексных проблем: дис. … канд. психол. наук. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005. – 302 с.
3. Нургалеев В. С. Психологические факторы развития воображения в процессе когнитивной деятельности: дис. … д-ра психол. наук. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 378 с.
4. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
5. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. – М.: ИНТОР, 1996. – 128 с.
6. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. – М.: Педагогика, 1980. – 216 с.
7. Фриман Дж. Одаренные дети и их образование // Иностранная литература. – 1999. – № 11. – С. 10–18.
8. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 243 с.