УДК: 
374+37.0
Панарина Светлана Сергеевна
Аспирант кафедры «Гуманитарные науки и психология», Астраханский государственный технический университет, svetamilyaeva@gmail.com, Астрахань

Педагогическая модель организации совместной учебной деятельности взрослых слушателей дополнительных профессиональных программ

Аннотация: 
В статье описана педагогическая модель организации совместной учебной деятельности взрослых в системе дополнительного профессионального образования. Автор статьи предлагает в качестве методологической основы организации учебного процесса положения деятельностного, контекстного, ситуационно-контекстного и личностно ориентированного подходов, а также выдвигает ряд авторских принципов – требований к организации совместной учебной деятельности взрослых слушателей дополнительных профессиональных программ. Сделан вывод о том, что организация совместной учебной деятельности представляет собой проектирование, реализацию и рефлексию учебных профессионально-ориентированных ситуаций совместной деятельности. На основании учета особенностей обучения взрослых и структуры совместной учебной деятельности автором сконструирована педагогическая модель организации совместной деятельности взрослых в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: 
педагогическая модель, дополнительная профессиональная программа, взрослый слушатель, опыт, совместная учебная деятельность, учебная профессионально-ориентированная ситуация совместной учебной деятельности, педагогические условия.
Библиографический список: 

Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе.– М.: Высш. школа, 1974. – 384 с.
2. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект – М.: Педагогика, 1990. – 183 с.
3. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 144 с.
4. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 75 с.
5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
6. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
7. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределенность // Педагогика. – 2003. – № 4. – С. 21–26.
8. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 271 с.
9. Ильязова М. Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно контекстный подход: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2011. – 40 с.
10. Ильязова М. Д., Панарина С. С. Совместная учебная деятельность взрослых слушателей программ повышения квалификации: сущность, структура, условия эффективности // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. – 2017. – № 1. – С. 53–57.
11. Ильязова М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. – С. 61–77.
12. Ильязова М. Д. Метод проектов как способ реализации принципов ситуационно-контекстного подхода к формированию профессиональной компетентности студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 11. – С. 26–31.
13. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида / Б. Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976. – С.77–78.
14. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с.
15. Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 113 с.
16. Обозов Н. Н. Психология совместной деятельности. – СПб., 1997. – 62 с.
17. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
18. Панарина С. С. К вопросу применения технологий контекстного обучения в организации совместной учебной деятельности взрослых слушателей дополнительных профессиональных программ // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – 192 c.
19. Попков В. А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 192 с.
20. Рубцов В. В. Коллективно-распределенные учебные среды и требования, предъявляемые к их разработке // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. – М.: Психологический ин-т РАО, 1996. – С. 7–23.
21. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с.
22. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. – М.: ИЦ ПКПС, 2004. – 18 с.
23. Уманский Л. И. «Группа» и «коллектив» как основные понятия социально-психологического изучения и объекты педагогического воздействия // Возрастание активности общественного сознания в период строительства коммунизма. – Курск: Курск. гос. пед. ин-т, 1968. – С. 384–387.
24. Цукерман Г. А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопросы психологии.–1990. – № 1. – С. 41–49.
25. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2013. –№ 366. – С. 139–143.
26. Pascarella E. T., Hanson J. M., Trolian T. L., Paulsen M. B. Evaluating the influence of peer learning on psychological well-being // Teaching in Higher Education. – 2016. – Vol. 21. – P. 191–206.
27. Knowles M. S., Holton E. F., Swanson R. A. The Adult learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. – London: Taylor & Francis Ltd, 2014. – 402 p.
28. Slavin R. E. When does cooperative learning increase student achievement? // Psychological Bulletin. – 1983. – № 94. – P. 429–445.
29. Smith R. M. Learning how to learn: Applied theory for adults. – New York: Cambridge, 1982. – 201 p.
30. Turos L. Andragogika ogólna. – Warszawa: Wydawnictwo Akademickie ,,Żak”, 1999. – 278 s.