УДК: 
159.922.7+376.7
Касенова Надежда Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, kasenova_n@mail.ru, Новосибирск
Мусатова Ольга Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, musatova-o@ngs.ru, Новосибирск

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов в начальной школе1

Аннотация: 
Проблема настоящего исследования заключалась в поиске оптимального варианта решения вопросов эффективной адаптации детей-инофонов, билингвов и мигрантов в условиях образовательных организаций г. Новосибирска и их успешной интеграции в российское общество. В статье определяются особенности психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов, показана важность определения уровня владения русским языком, рассмотрены направления психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов, представлены некоторые рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей-мигрантов в начальной школе. Исследование опирается на общенаучный системный и аксиологический подходы по изучению педагогических процессов и явлений, включает обобщение справочных и учебных изданий, публицистических материалов в сфере миграционных процессов, а также научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых.
Ключевые слова: 
психолого-педагогическое сопровождение, направления психолого-педагогического сопровождения, дети-мигранты, дети-инофоны, дети-билингвы, особенности психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов.
Библиографический список: 

1. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. – М.: Прометей, 1998. – 286 с.
2. Борисенко И. В. Русский язык как неродной в русскоязычной начальной школе // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 4, том II. – С. 121–126.
3. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (Билингвизма). – М., Берлин, 2014. – 162 с.
4. Волков Г. Н. Этнопедагогика / под ред. И. Т. Огородникова. – Чебоксары, 1974. – 376 с.
5. Галоян Я. Э. Педагогическая поддержка детей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2004. – 18 с.
6. Гиззатуллина Г. М. Развитие билингвизма в современной средней (общеобразовательной) школе поликультурного общества: автореферат дис. ... канд. социол. наук. – Казань, 1999. – 18 с.
7. Данг Тхи Ким Лиен. Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в образовательных учреждениях: на примере России и Вьетнама: дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2010. – 181 с.
8. Долгова Л. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009. – 216 с.
9. Касенова Н. Н. Воспитание культуры межнационального общения в педагогическом вузе // История и педагогика естествознания. – 2015. – № 3. – С. 53–58.
10. Кергилова Н. В. Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя: дис. ... канд. пед. наук. – Новосибирск, 2004. – 185 с.
11. Ковалева Н. И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения: дис. ... канд. психол. наук. – М., 2010. – 299 с.
12. Ковалева С. С. Билингвизм как социально-коммуникативный процесс: дис. ... канд. социол. наук. – М., 2006. – 144 с.
13. Кожахметова К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
14. Мусатова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с высоким уровнем школьной тревожности // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы XXV международной научно-практической конференции. – М.: Международный центр науки и образования, 2014. – С. 51–55.
15. Начальное языковое и речевое развитие иноязычных детей дошкольного возраста: методические рекомендации [Электронный ресурс]. – URL: http://gbdou115.ucoz.com›m.r-inofony.pdf (дата обращения: 11.03.2017).
16. Серегина И. Н. Культурно-психологические особенности детей-мигрантов: что нужно знать педагогу и что с этим знанием делать [Электронный ресурс]. – URL: http://psy.su/feed/2635 (дата обращения: 11.03.2017).
17. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.
18. Соколова И. В. Влияние билингвизма на социокогнитивное развитие личности // Образование и наука. – 2012. – № 8 (97). – С. 81–95.
19. Тимофеева Т. А. Особенности работы с детьми-инофонами в начальной школе. – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/03/21/osobennosti-rabot... (дата обращения: 18.01.2017)
20. Хамраева Е. А. Русский, родной и иностранный языки в образовательном пространстве ребенка-билингва в России // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – 2016. – № 5. – С. 2128–2133. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28384375_24301125.pdf (дата обращения: 28.03.2017)
21. Черничкина Е. К. Языковая личность искусственного билингва // Актуальные проблемы современной лингвистики и лингводидактики: сборник научных статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции. – Волгоград, 2007. – С. 5–9.
22. Шерстобитова И. А. Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов [Электронный ресурс]. – URL: http://apkpro.ru (дата обращения: 28.03.2017).
23. Pierre V. Migration in Europe Bridging the Solidarity Gap. 2016 Carnegie Endowment for International Peace. – URL: http://carnegieendowment.org/files/Vimont_Migration_fulltext.pdf (дата обращения: 18.01.2017)