УДК: 
37.0(09)
Александрова Екатерина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет, alexkatika@mail.ru, Саратов

ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ: 1917–2017 гг.

Аннотация: 
Цель статьи: представить результаты поиска наиболее эффективных приемов воспитания современного ребенка. Основные достижения: представлены варианты логики формирования воспитывающей среды: от идеологии – к средствам воспитания; от средств – к идеологии. Критически проанализированы традиционные группы методов воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования. Приведены эффективные приемы воспитания: подтекстные высказывания, спор, диалог, совместные рассуждения и думание, активное слушание, смысловые паузы, создание воспитывающих ситуаций/прецедентов, обращение к мнению и опыту растущего человека. Продемонстрирован прием составления графика индивидуальных учебных достижений. Вывод: эффективными для воспитания современного ребенка являются такие методы взаимодействия с ним, которые создают условия для: понимания им смысла события и его последствий; принятия людей, общение с которыми помогает ему осмыслить событие; восприятия окружающего пространства как пространства новых возможностей и новых смыслов.
Ключевые слова: 
методы воспитания, приемы воспитания, воспитывающая среда.
Библиографический список: 

1. Александрова Е. А. Самоорганизация детей и взрослых в образовательных учреждениях и по месту жительства: психолого-педагогическое сопровождение // Психология обучения. – 2014. – № 11. – С. 4–15.
2. Бедерханова В. П., Демакова И. Д., Крылова Н. Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. – 2012. – № 1. – С. 16–27.
3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: Мирос, 2002. – 296 с.
4. Григорьев Д. В. Детско-взрослый клуб как фактор развития социально-образовательной среды школы // Проблемы современного образования. – 2011. – № 3. – С. 75–79.
5. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
6. Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. – 1989. – № 8. – С. 23–30.
7. Куприянов Б. В. Методы воспитания: очередная попытка понимания // Образование и общество. – 2004. – № 4. – С. 39–45. диапазон
8. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8 т.: Т. 1. – М.: Педагогика, 1983. – 267 c. диапазон
9. Мирошкина М. Р. Педагогический потенциал самоорганизации // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 14–20.
10. Мудрик А. В. Наши дети не хотят жить так же как мы // Физика. Первое сентября. – 1999. – № 68. – С. 3. диапазон
11. Поляков С. Д. Современный отечественный подросток и социокультурная ситуация развития (опыт пилотажных исследований) // Мир психологии. – 2008. – № 3. – С. 142–149.
12. Ромм Т. А. Горизонты и границы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2, № 1 (36). – С. 75–82.
13. Склярова Т. В. Воспитательная концепция в современном российском обществе: теория, история и перспективы // Relga. – 2004. – № 9. – С. 18–25.
14. Степанов П. В. Воспитательная деятельность педагога как система // Вопросы воспитания. – 2014. – № 4. – С. 66–70.
15. Шакурова М. В. Традиции и инновации в использовании примера в процессе воспитания школьников // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2011. – № 2 (21). – С. 32–38.
16. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность – значимое условие воспитания юношества // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 11. – С. 230–239.