УДК: 
37.0+316.7+30
Андриенко Елена Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, eva_andrienko@rambler.ru, Новосибирск

Особенности кросс-культурных исследований образования в контексте меняющихся социокультурных факторов

Аннотация: 
Автор статьи исследует различные подходы к проблеме методологии кросс-культурных исследований образования, фокусирует внимание на некоторых интерпретациях влияния социокультурных факторов на современную методологию педагогики. В статье раскрываются те характеристики социокультуры, которые отражаются в педагогических исследованиях. Рассмотрено влияние таких социокультурных факторов, как кризисы и противоречия общественных отношений, философия и мировоззрение неопозитивизма, культурное разнообразие и современная коммуникация. Целью статьи является анализ традиционных и инновационных исследовательских подходов к изучению образования в России и в мире. Анализируется также влияние глобализации и обновление образовательного дискурса в современных условиях. Автор уделяет внимание изменению терминологии педагогических исследований, роли интерпретации в понимании образования, динамике методологических подходов в кросс-культурных исследованиях.
Ключевые слова: 
кросс-культурные исследования, образование, социокультурные факторы, методологический подход, неопозитивизм, коммуникация, образовательный дискурс.
Библиографический список: 

1. Артюхова И. С. Ценностные основания концептуального анализа образовательного дискурса // Методология педагогики в контексте современного научного знания: сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В. В. Краевского (22 сентября 2016 г.). – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – С. 103–111.
2. Ашилова М. С. Философия образования Востока и Запада: развитие диалога: монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. – 300 с.
3. Гаврилова Ю. В. Синкретизм как фактор формирования и эволюции социальной реальности // Гуманитарный вектор. Проблемы реальности и её отражения. – 2015. – № 2 (42). – С. 29–34.
4. Осколова Т. Л. Формирование национальной идентичности студентов в поликультурном обществе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2017. – 26 с.
5. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. – Новосибирск: Наука: Изд-во НГТУ, 2007. – 380 с.
6. Сергеева О. Н., Андриенко Е. В. Интерпретации различных аспектов образования в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – 3 (31). – С. 18–29.
7. Титова Е. В. Проблемы выбора методологических подходов в педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 7–14.
8. Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003. – 603 с.
9. Шатин Ю. В. Технология агональной коммуникации. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2004. – 74 с.
10. Mikser Rain. Legitimacy of the German concept Social pedagogy (A Social-epistemological Analysis). Turun Yliopisto. Turku 2006. – 252 p.
11. Grandy O., Lifelong A. Learning in the UK. An introductory guide for educanional studies. – London; New York; Routledge, 2013. – 126 p.
12. Jarvis P. Globalisation, Lifelong Learning and Learning Society. – London: Routledge, 2017. – 256 p.