Беляев Геннадий Юрьевич
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр стратегии и теории воспитания личности, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, gennady.belyaev2011@yandex.ru, Москва
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы современного содержания деятельности общеобразовательной организации как организации воспитывающей. Анализ теоретических и методических основ такой деятельности автор предлагает проводить в аспектах системного подхода в рамках подробных разработок научной школы Л. И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи». В частности, метод анализа воспитательных ситуаций предлагается как инструментарий последовательной, системной и поэтапной организации воспитательного процесса, предметом воспитания в котором выступает комплекс нравственных и поведенческих ценностей, присущих традиционной русской культуре, лучшим проявлениям и событиям общественной психологии. Автор называет факторы и феномены, в которых видит источник и подсказку к выявлению воспитательного потенциала воспитывающей организации. Автор дает перечень качеств личности и коллектива, которые в совокупности образуют важнейшее вневременное ядро национального характера и ментальности, исторически доказавших способность российского социума гибко и успешно преодолевать самые различные, в том числе тяжелые кризисы социального развития. Метод анализа ситуаций связывается с известным положением научной школы Новиковой: «воспитание успешно, если оно системно». «Школа практического гуманизма» (Караковский, Григорьев), применимая к решению различных возрастных и бытовых проблем социализации детей и молодежи, может при определенных условиях стать «апгрейдом», «переформатировать» деятельность коллектива педагогов, рассматривающих свою образовательную организацию как организацию воспитывающую, результаты которой могут непосредственно отражаться на состоянии общественного благополучия. Автор полагает, что такой взгляд на проблему воспитания прагматически согласуется с «духом», смыслами, основными положениями и направлениями «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Ключевые слова:
образовательная организация, воспитательный потенциал, системный подход, воспитательный процесс, воспитательная ситуация
Библиографический список:
1. Григорьев Д. В., Караковский В. А. Восхождение к Школе практического гуманизма // Вопросы воспитания. – 2012. – № 2(11) апрель-июнь. – С. 99–116.
2. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель. Теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы: монография. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. – 189 с.
3. Динамика традиций и инноваций в современной теории воспитания: опыт системного анализа: сборник научных трудов – М.: Виарт; Тверь, 2011. – 148 с. – С. 26–41. на какую статью из этого сборника ссылка?
4. Дополнительное образование детей: новые возможности и новая ответственность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Октябрь 2015. – М.: Педагогическое общество России. – 2015. – 197 с. на какую статью из этого сборника ссылка?
5. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. – 108 с. авторы, под ред.?
6. Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. – 1997. – № 1. – С. 79–85.
7. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж, МОДЭК, 2010. – 624 с.
8. Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сб. статей. – М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2015. – 212 с. на какую статью из этого сборника ссылка?
9. Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства. – М.: МПГУ, 2010. – 176 с. на какую статью из этого сборника ссылка?
10. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция). – М.: ИТИП РАО, 2009. – 64 с. на какую статью из этого сборника ссылка?
11. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография. – М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. – 192 с.
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. – (дата обращения: 18.09.2017.