УДК: 
372.3/.4+373.2+37.0
Волосовец Татьяна Владимировна
Кандидат педагогических наук, профессор, Институт изучения детства, семьи и воспитания, Российская академия образования, ippdrao@yandex.ru, Москва

Стандарт дошкольного образования и перспективы реализации идеи детствосбережения

Аннотация: 
В статье рассматриваются перспективы развития дошкольного образования на основе идеи детствосбережения. В этом контексте анализируется опыт проектирования стандарта дошкольного образования, которое осуществлялось при непосредственном участии автора статьи, и реализации стандарта в практике. Автор размышляет об особенностях стандарта дошкольного образования, который является не стандартом результата, а стандартом условий; о соотношении таких понятий, как «стандартизация» и «вариативность», о проектировании в дошкольной образовательной организации образовательной среды, принципе модульности в проектировании образовательных программ, других аспектах развития дошкольного образования на основе стандарта. В качестве главного вектора развития дошкольного образования автором определяется детствосбережение как цель и результат дошкольного образования; ведущая идея, определяющая отношение к детству как самоценному феномену и видение сущности педагогической деятельности в создании условий для сбережения детства в дошкольном образовании, индивидуализации, актуализации субъектности ребенка в ходе безопасной, развивающей, социализирующей жизнедеятельности.
Ключевые слова: 
дошкольное образование, детствосбережение, образовательный стандарт.
Библиографический список: 

1. Асмолов А. Г. Стандарт – это норма необходимого разнообразия // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 5. – С. 14–18.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.09.2017).
3. Зинченко В. П. Детство – ценность, а не объект проектирования и воспитания [Электронный ресурс]. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/09/1214860928/Zinchenko.pdf (дата обращения: 27.09.2017).
4. Кудрявцев В. Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания [Электронный ресурс]. – URL: http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp1/Kudrjavcev.pdf (дата обращения: 27.09.2017).
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 27.09.2017).
6. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240. – URL: https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html (дата обращения: 27.09.2017).
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 27.09.2017).
8. Lansdown G. Promoting children’s participation in democratic decision-making. Florence: UNICEF, 2001. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.unicef-irc.org/publications/pdf/insight6.pdf (дата обращения: 27.09.2017).
9. Miller J. Children as Change Agents: A review of child participation in periodic reporting on the Convention on the Rights of the Child. – Ontario: World Vision, 2010.
10. Save the Children. Putting Children at the Centre: a practical guide to children’s participation. – London: Save the Children, 2010.
11. Shaw C., Brady L. M., Davey C. Guidelines for research with Children and young people, London: National Children’s Bureau Research Centre [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nfer.ac.uk/pdf/NCBguidelines.pdf (дата обращения: 27.09.2017).