УДК: 
316.7+371+372.3/.4
Гам Александр Владимирович
, Директор, Центр образовательных инициатив, gam_av@mail.ru, Омск

Оценка социокультурной идентичности у младших школьников

Аннотация: 
Статья рассматривает достаточно новое явление в педагогической практике – «социокультурную идентичность» личности. Приведен анализ социокультурной идентичности личности как феномена, характеризующего отождествление смыслов и понятий ребенка с миром социума и культуры. Методологическими основами служат положения об интеграции и дивергенции социальных явлений и процессов, обусловливающие взаимосвязи принципов развития в сфере социальных и общественных явлений, а также системный подход, позволяющий осуществлять анализ и проектирование процессов взаимодействия общества и человека как субъектов социально-культурного сообщества. В статье рассматриваются основные характеристики социокультурной идентичности, функции, проявления на уровне младшего школьного возраста. Определены критерии и показатели социокультурной идентичности, основные методы и методики их оценки, приведены основные результаты измерений с применением методов математической статистики (метод Стьюдента для зависимых выборок).
Ключевые слова: 
идентичность, результат социокультурной идентичности, критериально-оценочный комплекс социокультурной идентичности.
Библиографический список: 

1. Жимбаева Ц. Ч. Особенности становления социокультурной идентичности у современных студентов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 6. – С. 267–273.
2. Колчина А. А. Организация воспитательной деятельности в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2012. – 24 с.
3. Кривопаленко Е. И. Педагогическое руководство социально ориентированной деятельностью старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2014. – 206 с.
4. Курмелева Е. М. Современная идентичность: состояние, проблемы, перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2008. – № 4. – С. 39–47.
5. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. – 1998. – № 2. – С. 43–53.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – 196 с.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2006. – 352 с.
8. Яковлева Н. М. Технологический подход как стратегия научно-педагогического исследования // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 3. – С. 77–83.
9. Elkonin B. D. The action event: (notes on the development of object-oriented actions II) // Russian Education and Society. – 2015. – Т. 57, № 11. – С. 889–910.
10. Melchert N. The Great Conversation: A Historical Introduction to Philosophy. – 7th ed. – New York: Oxford University Press, 2014. – 784 p.