УДК: 
37.0+334
Ливенцова Евгения Юрьевна
, Аспирант, кафедра управления образованием, Томский государственный университет, evg.liv@mail.ru, Томск
Фахретдинова Александра Павловна
, Аспирант, кафедра управления образованием, Томский государственный университет, maltsevaal@yandex.ru, Томск

Роль гражданского образования для становления субъекта социального предпринимательства

Аннотация: 
В статье рассмотрены субъектно-деятельностные и антропологические основания гражданского образования, определяющие его методологическую связь с развитием субъекта социального предпринимательства. Определены факторы становления субъекта социального предпринимательства в условиях гражданского образования и контексте антропологического подхода. Показано, что главным условием становления субъекта социального предпринимательства становится открытое образовательное пространство, определяющее организацию эффективного взаимодействия, открытых коммуникаций его участников. Получены выводы о том, что гражданское образование является фактором изменения содержания образования, влияющего на становление субъекта социального предпринимательства.
Ключевые слова: 
гражданское образование, субъект социального предпринимательства, антропологический подход, открытое образовательное пространство
Библиографический список: 

1. Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск: ТГУ, 2007. – 368 с.
2. Галажинский Э. В. Детерминация и направленность самореализации личности. Томск: ТГУ, 2002. – 182 с.
3. Гладик В. А. Развитие гражданской компетентности обучающихся старших классов в условиях государственно-общественного управления школой: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2010. – 320 с.
4. Климина А. В. Образ школы и ее миссия в педагогических воззрениях С. И. Гессена // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 17–18.
5. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). – Томск: ТГУ, 2005. – 174 с.
6. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. – № 325. – С. 146–151.
7. Малкова И. Ю., Ливенцова Е. Ю. Образовательное проектирование как условие развития социально предпринимательской компетенции молодежи // Проблема человека в педагогических исследованиях: сборник научных статей Всероссийского симпозиума молодых ученых 26–28 апреля 2017 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – С. 126–130.
8. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: автореф. дис. ... пед. наук. – Томск: Томский государственный университет, 2008. – 42 с.
9. Малкова И. Ю., Киселева П. В. Образовательное проектирование в высшей школе: разработка проектов педагогической практики // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 346 (май). – С. 133–135.
10. Малкова И. Ю., Фахретдинова А. П. Особенности гражданского образования в Европе // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 4 (169). – С. 126–130.
11. Мазыр З. С. Формирование гражданской компетенции учащихся в процессе обучения в школе: дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2005. – 176 с.
12. Митина Е. В. Становление гражданской компетентности старшеклассников в учебном процессе: на материале гуманитарных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. – Тула, 2011. – 277 с.
13. Петрова Г. И. Современные тенденции изменения содержания образования: Опыт становления философии образования в образовательных практиках. – Томск: Томский ЦНТИ, 2001. – 124 с.
14. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005–2008 годы» // Сайт Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sovetpamfilova.ru/sovet/16402.php (дата обращения 19.04.2017).
15. Субъект, личность и психология человеческого бытия. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 348 с.
16. Тютькова И. А. Генезис идеи гражданского воспитания в истории педагогики / И. А. Тютькова // Научно-методические проблемы гражданского и патриотического воспитания: сб. научных статей. – Коломна: КГПИ, 2001. – С. 4–17.
17. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
18. Porter M., Kramer M. The big idea: creating shared value; how to reinvent capitalism and unleash a wave of innovation and growth // Harvard Business Review. – 2011. – Vol. 89, Iss. 1/2. – P. 62–77.