УДК: 
378+159.9
Файзуллаева Елена Дмитриевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования факультета дошкольного и начального образования Института психологии и педагогики, Томский государственный педагогический университет, elenfaiz@mail.ru, Томск

Технология супервизии в подготовке бакалавров в педагогическом университете как реализация наставничества

Аннотация: 
В статье представлена технология супервизии как реализация наставничества в подготовке будущих педагогов дошкольного образования в контексте реализации практико-ориентированного подхода. Супервизорство рассматривается как средство усложнения человека в процессе профессионализации, который выступает «элементом» совмещённой психологической системы «Учитель (педагог-супервизор, наставник) – Ученик (студент)». При последовательном освоении этапов супервизии (предварительный этап, этап профессиональных проб, начальный этап квазипрофессиональной деятельности, основной этап квази-профессиональной деятельности, последующие этапы профессионализации) происходит развитие одновременно всех «элементов» этой системы – и студента, и преподавателя, и их взаимоотношений, и самой практики, и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: 
супервизорство, наставничество, профессионализация, практико-ориентированный подход, подготовка бакалавров, наставник
Библиографический список: 

1. Агальцова И. В., Кроян Г. Ф. Супервизия как метод профилактики профессионального выгорания консультантов телефона доверия [Электронный ресурс] // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. – 2016. – № 1. – URL: http://journal.asu.ru/index.php/vfp/article/view/1070 (дата обращения: 20.09.2017).
2. Ваулина Т. А. Супервизия: опыт американской психологии // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 44–46.
3. Залевский Г. В. Развивающие модели супервизии // Сибирский психологический журнал. – 2001. – № 14–15. – С. 117–121
4. Залевский Г. В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 7–13.
5. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – Томск: ТГУ, 2005. – 172 с.
6. Клочко В. Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика // Психология обучения. – 2008. – № 8. – С. 10–23.
7. Кравцова Н. А. Технология супервизии в подготовке клинических психологов в медицинском вузе // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 30–32.
8. Кузин А. Ю., Кузина Ю. И. Обучение студентов выпускных курсов с помощью метода включенной супервизии // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 3 (11). – С. 32–35.
9. Кулаков С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – СПб.: Речь, 2002. – 236 с.
10. Подготовка прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования. Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 228 с.
11. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – Вып. 2 (16). – С. 87–91.
12. Социальные и психологические ресурсы службы тьюторов в системе в системе адаптации и сопровождения студентов: сборник статей научно-практической конференции (24 ноября 2014 г.). – Барнаул: Алтай-Циклон, 2014. – 72 с.
13. Файзуллаева Е. Д., Дудина Е. Н. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке бакалавров дошкольного образования: опыт участия в федеральном эксперименте // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – Вып. 2 (12). – С. 69–76.
14. Чеснокова Г. С., Чесноков В. А. Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21. – № 3. – С. 94–99.

15. Шарапановская Е. В. Супервизия как средство повышения личностных ресурсов совладания психологов образования // Социальные и психологические ресурсы службы тьюторов в системе в системе адаптации и сопровождения студентов: сборник статей научно-практической конференции (24 ноября 2014 г.). – Барнаул: Алтай-Циклон, 2014. – С. 59–65.
16. Robert J. Marzano, Tony Frontier, David Livingston. Effective Supervision: Supporting the Art and Science of Teaching. – Alexandria, Virgina USA: ASCD, 2011.