УДК: 
376+37.0+316.6
Банч Гэри Оуэн
Доктор психологических наук, Почетный профессор и старший научный сотрудник педагогического факультета и факультета здравоохранения, Йоркский университет, GBunch@edu.yorku.ca, Торонто
Ряписов Николай Александрович
Доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе, Новосибирский государственный педагогический университет, ryapisov@ngs.ru, Новосибирск

Роль лидерства в развитии инклюзивного образования

Аннотация: 
В статье рассмотрены истоки зарождения идей инклюзии в школьном обучении в Канаде, описана история появления ключевого термина «инклюзивное образование», выполнен сравнительный анализ моделей специального и инклюзивного образования. Теоретическую основу статьи составили научные взгляды основоположников и методологов инклюзивного образования в Канаде и Соединенных штатах Америки – Дж. Хэнсона (Jim Hanson), Г. Лейдена (Gerv Leyden), Г. Банча (Gary Bunch), Дж. О’Брайена (John O’Brien), М. Форест (Marsha Forest), Дж. Пиарпоинта (Jack Pearpoint). Используя методы исторического, эволюционного и сравнительного анализа представлен взгляд на развитие инклюзивного образования в хронологической последовательности; особо отмечается роль лидерства в инновационном процессе и продвижении идей инклюзии в реальную практику. Рассмотрено влияние лидеров разного уровня: ежедневного практического, управленческого, методологического. В результате изложены впечатления профессора из Канады об особенностях развития инклюзивного образования в России, которые сложились в результате нескольких визитов в нашу страну, посещения инклюзивных школ в разных городах, знакомства с деятельностью общественных организаций, поддерживающих лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, участия в составе рабочей группы международного комитета по образованию, организации и проведения международных научных школ по проблемам инклюзивного образования, сотрудничества с преподавателями университетов.
Ключевые слова: 
начало инклюзивного образования, история становления инклюзии в образовании, лидерство в развитии идей инклюзии, лидеры инклюзивного образовательного процесса, ценности инклюзии, инклюзивная политика, инклюзивная практика.
Библиографический список: 

1. Банч Г. О., Чепель Т. Л., Ряписова А. Г. Инклюзивное образование в Канаде и России: общность стратегических подходов и специфика тактических решений // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 7–17. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.01
2. Конвенция о правах инвалидов (от 13 декабря 2006 г.). – URL: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения 24.07.2017).
3. Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива». – URL: https://perspektiva-inva.ru/ (дата обращения 24.07.2017).
4. Ряписов Н. А., Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Здоровье разное, права – равные: развитие системы инклюзивного образования на региональном уровне // Аккредитация в образовании. – 2012. – № 55. – С. 24–26.
5. Ряписов Н. А., Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Научная школа – инновационная форма осмысления проблем инклюзивного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 6 (16). – С. 5–18.
6. Ряписова А. Г. Инклюзивное образование как системная инновация // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 7–20. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.01
7. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. – URL: http://logopedkolosok.ucoz.net/N/Salamanskaya_deklaraziya.pdf (дата обращения: 24.07.2017)
8. Чепель Т. Л., Абакирова Т. П., Самуйленко С. В. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование. – 2014. – Том 19, № 1. – С. 33–41.
9. Bunch Gary Owen Inclusion: How To: Essential Classroom Strategies. – Toronto: Inclusion Press, 1999. – 146 p.
10. Bunch Gary Owen The Basics: supporting learners with intellectual challenge in regular classrooms: a resource for teachers. – Toronto: Inclusion Press, 2006. – 60 p.
11. Bunch G. Emerging research: students with disabilities, families, teachers. – Toronto: Inclusion Press, 2015. – 170 p.
12. Bunch G., Valeo A. Inclusiv Education: Emergent Solutions. – Toronto: Inclusion Press, 2009. – 276 p.
13. Bunch Gary, Al-Salah Rima, Pearpoint Jack. Equity, social justice, disability and secondary schools: what regular subject teachers can do. – Toronto: Inclusion Press, 2011. – 276 p.
14. Forest M. Learning and teaching with common sense. – Toronto: Inclusion Press, 2011. – 20 p.
15. Hansen Jim Each Belongs, the story of the first inclusive school board. – Toronto: Inclusion Press, 2006. – 112 p.
16. O'Brien, J., Lyle O'Brien, C. Inclusion as a force for school renewal // S. Stainback & W. Stainback, Inclusion: A Guide for Educators. – Baltimore, MD: Paul H. Brookes, 1996.
17. O’Brien John, Forest Marsha Action for Inclusion. – Toronto: Inclusion Press, 2000.