УДК: 
159.922.7+316.
Большунова Наталья Яковлевна
Доктор психологических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, nat_bolshunova@mail.ru, Новосибирск
Устинова Ольга Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, руководитель центра социокультурного развития человека, Кемеровский государственный университет, ustinova_oly@mail.ru, Новокузнецк

Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры

Аннотация: 
В статье рассмотрена проблема детских конфликтов в современных социокультурных условиях. Конфликт рассматривается как сложное духовно-нравственное явление, связанное с системой ценностей, на которые ребенок ориентируется в своей жизни. Показано, что воспитание и развитие в контексте детской субкультуры, направленные на актуализацию системы ценностей, самопонимание и понимание «другого», развитие диалога, создает условия для конструктивного поведения детей в ситуации конфликта. Показано, что в основе социокультурного диалога лежит диалектика «вопросчивости» и «ответчивости». Диалог, совершаемый в контексте детской субкультуры, актуализируемый средствами сказки, инициирующий игру как ведущую деятельность дошкольников, творческо-продуктивную деятельность младших школьников и т. д., обусловливает развитие способности к открытию ценностности себя и Другого, способности к прощению. В статье представлен опыт реализации ряда проектов, направленных на социокультурное развитие детей и подростков и конструктивное их поведение в ситуации конфликта.
Ключевые слова: 
конфликт, диалог, «вопросчивость», «ответчивость», ценностность себя и Другого, детская субкультура, проект.
Библиографический список: 

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2015. – 528 с.
3. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. – 372 с.
4. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – 324 с.
5. Большунова Н. Я., Устинова О. А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я // Челпановские чтения – 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Г. И. Челпанов. Сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 15 ноября 2016. Альманах Научного архива Психологического института. – Выпуск 8. – М.; СПб.: Нестор-История, 2016. – С. 341–354.
6. Гордийчук Н. В. Трансформативная медиация: основные понятия и установки // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – С. 41–48.
7. Конькина Е. В. Воспитание культуры здоровья в традициях народной педагогики. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 153 с.
8. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с.
9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
10. Реан А. А. Подростковая субкультура – зона потенциальных рисков // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4. – С. 5–10.
11. Светлов В. А. Аналитика конфликта: учебное пособие для педагогических вузов. – СПб.: Росток, 2001. – 512 с.
12. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
13. Устинова О. А. «Образ – я» и его развитие средствами диалога: дис. … канд. психол. наук. – М., 2012.
14. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 1 (3). – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.09.2017).
15. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии. – 2011. – № 4. – С. 3–12.