Перевозкина Юлия Михайловна
Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, per@brk.ru, Новосибирск
Перевозкин Сергей Борисович
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления, per@bk.ru, Новосибирск
Паньшина Людмила Васильевна
Аспирант факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, ludapan6@mail.ru, Новосибирск
Структура интегральной индивидуальности управленческих способностей студентов, обучающихся по направлению «менеджмент»
Аннотация:
В статье отражены основные вопросы о составе и структуре индивидуальной интегральности управленческих способностей студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Описывается проблема индивидуальности в зарубежной и отечественной психологии, рассматриваемой как интегральное качество человека, соединяющее две взаимосвязанные системы: взаимодействие с социумом и внутренние качества человека. Отмечается, что в проблемном поле категории индивидуальности исследователи сталкиваются с вопросами в определении индивидуальных различий, взаимодействия внутреннего и внешнего в человеческой природе. Прогнозируется, что интегрирующими элементами в индивидуальности студентов менеджеров могут выступать основные ролевые образы – импозиты. Обсуждается ролевая детерминация профессионального самоопределения как социализации личности, представляющая формирование конкретных социальных ролей, с точки зрения представителей символического интеракционизма. Приводятся данные факторного анализа, демонстрирующие, что в основе интегральной индивидуальности лежат ролевые образы, задающие основную линию в каждом из пяти факторов. Проводится качественный и количественный анализ по каждому из пяти факторов, среди которых выделяются служение и принадлежность; амбициозность; доминантность и активность; спонтанность и независимость, стабильность.
Ключевые слова:
индивидуальность, интегральные качества, менеджеры, ролевые образы, профессионализм, факторы, модель.
Библиографический список:
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, Академия, 2002. – 416 с.
3. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 272 с.
4. Мид Д. Сознание, самость и общество. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 34 с.
5. Паньшина Л. В., Перевозкина Ю. М Имажинативно-ролевые импазиты как детерминанты негативных паттернов поведения // Философия образования. – 2015. – № 4 (61). – С. 45–53.
6. Перевозкина Ю. М. Импазо-ролевая социализация личности // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 173–177.
7. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
8. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2005. – 624 с.
9. Шарухин А. П. Психология менеджмента: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 347 с.
10. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 544 с.
11. Юнг К. Г. Практика психотерапии. – Минск: Харвест, 2003. – 384 с.
12. Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М.: Конон+РООИ «Реабилитация», 2016. – 320 с.