УДК: 
159.923+37.0+316.6
Фризен Марина Александровна
Кандидат психологических наук, доцент, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, frizenm@yandex.ru, Петропавловск-Камчатский
Яницкий Михаил Сергеевич
Доктор психологических наук, профессор, социально-психологический институт, Кемеровский государственный университет, direktorspi@kemsu.ru, Кемерово
Серый Андрей Викторович
Доктор психологических наук, профессор кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, avgrey@yahoo.com, Кемерово

Личностная автономия руководителей, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере образования

Аннотация: 
В статье представлены результаты научного психологического исследования личностной автономии руководителей образовательных учреждений. Даны результаты теоретического анализа специфики управленческой деятельности в сфере образования, задействуемых для ее реализации внутренних ресурсов личности. Личностная автономия рассматривается как ключевой компонент личностного потенциала руководителя, в рамках эмпирического исследования изучены ее взаимосвязи при разных уровнях выраженности с параметрами самоорганизации деятельности и самоотношения. По результатам осуществленного исследования сделаны выводы о том, что у руководителей образовательных учреждений с более выраженной личностной автономией в большей степени сформированы целеполагание и ответственность за разнообразные аспекты деятельности. Руководителям в сфере образования с разным уровнем личностной автономии свойственны различные взаимосвязи параметров автономии, самоорганизации деятельности и самоотношения. Результаты исследования могут быть положены в основу оптимизации управленческой деятельности в сфере образования.
Ключевые слова: 
управленческая деятельность в образовательном учреждении, внутренние ресурсы руководителя, личностная автономия, самоотношение, ответственность.
Библиографический список: 

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
3. Жиганов Б. А. О роли социальной компетентности личности в повышении эффективности управленческих кадров в сфере образования: дис. … канд. психол. наук. – М., 2007. – 208 с.
4. Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 49–55.
5. Клочко А. В., Краснорядцева О. М. Суверенность личности как основание психологического здоровья // Сибирская психология сегодня: сборник науч. трудов. – Кемерово, 2002. – С. 4–9.
6. Личностный потенциал. Структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011. – 680 с.
7. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 186 с.
8. Погорелов А. А. Самоэффективность как предиктор эффективного и безопасного поведения личности // Известия южного федерального университета. Технические науки. – 2012. – № 4. – С. 140–145.
9. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
10. Ryan R. M., Deci E. L. On Happiness and Human Potentials: A Review of Research on Hedonic and Eudaimonic Well-Being // Annual Review of Psychology. – 2001. – Vol. 52. – P. 141–166.