УДК: 
811.111’38+81
Кретова Лариса Николаевна
Кандидат филологических наук, Зав. кафедрой английского языка Факультета иностранных языков ФГБОУ ВО "НГПУ", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет", kretlarisa@mail.ru, Новосибирск

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация: 
Представлены способы формирования социокультурной компетенции при работе с поэтическим художественным текстом. Автор статьи обосновывают актуальность процесса формирования социокультурной компетенции, обозначает основные направления и способы формирования указанной компетенции и определяет ее сущность в рамках компетентностного подхода. В процессе работы учащиеся не только знакомятся с переводом оригинального текста на английский язык, но и обращаются к концептосфере текста и проблеме ее сохранения в процессе перевода, анализируют качество перевода и определяют, на формирование каких компонентов социокультурной компетенции ориентирована работа с оригиналом и переводом. В процессе работы проводился эксперимент, в процессе которого выявляются особенности поэтического текста и вариантов его перевода, что способствует формированию социокультурной компетенции, ассоциативного и творческого мышления, творческих навыков и более глубокому пониманию подтекстового уровня произведения.
Ключевые слова: 
социокультурная компетенция, поэтический текст, оригинал, перевод.
Библиографический список: 

Библиографический список
1. Астафьева О. Н., Захарова О. А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества. Сб. м-лов междунар. науч. конф. «Судьба России: вектор перемен» 8-10 июля 2007. – Электронный ресурс. – URL: www.ural-yeltsin.ru/usefiles/media/Astafieva_Zaharova.doc. (дата обращения: 16.11.2017).
2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: руководство, 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1990. – 246 с.
3. Горячева Е. Ю., Майорова О. Н. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка // Открытый урок, первое сентября. – Электронный ресурс. – URL: http://festival.1september.ru/articles/644230 (дата обращения: 18.11.2017).
4. Государственные образовательные стандарты среднего (полного) и высшего профессионального образования. – Электронный ресурс. – URL: http://www.edu.ru. (дата обращения: 17.11.2017).
5. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. — СПб.: КАРО, 2005. — 352 с.
6. Жежера Е. А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2008. – 25 c.
7. Жукова Т. А. Педагогическая технология формирования социокультурной компетентности будущих учителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Самара, 2007. – 23 c.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (Дата обращения: 16.11.2017).
9. Костина Е. А. Социокультурный подход в вузовской подготовке учителя. Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 3. – С. 194–203.
10. Починок Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 7. – С. 37–40.
11. Садохин А. П. Межкультурная компетентность // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. – Т. X. – № 1. – С. 125-139.
12. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике. – М.: Еврошкола, 2004. – 233 c.
13. Сысоев П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 12–18.
14. Флиер А. Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // Общественные науки и современность. – 2000. – № 2. – С. 151–165.
15. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. – Электронный ресурс. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 20.11.2017).
16. Цурцилина Н. Н. Аутентичный поэтический текст как эффективное средство совершенствования навыков чтения на иностранном языке учащихся подросткового возраста // Проблемы современной лингводидактики: Вып. 2: Сборник статей. Смоленск: Смоленский педуниверситет, 2003. – С.66–69.
17. Цурцилина Н.Н. Аутентичный поэтический текст на французском языке как средство формирования индивидуальной культуры школьников подросткового возраста // Французский язык и культура Франции в России ХХI века: Материалы международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 27-28 апреля 2004 г. – Н. Новгород, 2004. – С.216–219.
18. Чехова С. Э. Роль и место социокультурной компетентности в подготовке студентов вуза. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2003. – 23 c.
19. Ek van J. Threshold Level 1990 / J. van Ek, J. L. M. Trim. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991. – 205 p.