УДК: 
37.0+316.7
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Москва

КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ СВОЙСТВО ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Л. И. НОВИКОВОЙ

Аннотация: 
В статье обосновывается необходимость и возможность анализа культуры образовательной организации как результата интеграционных процессов, инициируемых проектированием, построением, развитием воспитательной системы. Культура образовательной организации, ее обновление может рассматриваться как новообразование воспитательной системы, свидетельствующее о стремлении системы к целостности. Выделены особенности подхода научной школы Л. И. Новиковой к анализу воспитательных систем, определяющих своеобразие характеристики элементов культуры образовательной организации. К таковым можно отнести внимание к управлению воспитательной системой как механизму культурных изменений; заданная идеализация установок и образцов в сочетании с максимальным приближением к педагогической реальности образовательной организации; влияние процессов самоорганизации, образования общности, взаимодействия сообществ; личность как базовая ценность культуры образовательной организации в воспитательных системах гуманистического типа.
Ключевые слова: 
Образовательная организация, воспитательная система, культура образовательной организации, интеграционные процессы, научная школа
Библиографический список: 

1. Воропаев М. В. К проблеме онтологии стихийности // Стихии, стихийность и стихиальность в образовании : сборник научных статей. – Нижний Новгород: ООО «Растр-НН», 2007. – С. 15-23.
2. Воропаев М. В. Теоретические основы построения типологии воспитательных систем : автореф. дис…докт. пед. наук. – М., 2003. – 48 с.
3. Григорьев Д. В. Перспективы развития теории воспитательных систем // Научное наследие академика Л. И. Новиковой: классика и современность : Сборник материалов I областных новиковских чтений, 14-15 марта 2007 г., Тула / под ред. А. И. Григорьевой; сост. Л. В. Заика. – Тула: ИПКиППРО ТО, 2008. – С. 29-40.
4. Гуманистические воспитательные системы сегодня : сб. статей / ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. – М.: ООО «Типография «Виарт», 2011. – 296 с.
5. Демакова И. Д. Педагогическое управление процессом гуманизации пространства детства // Управление в сфере воспитания : генезис, идеи, теория и практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Тверь, 21-23 ноября 2012 г.) / под общ. ред. Н. А. Барановой. – Тверь: ООО «Типография «Виарт», 2012. – С. 53-58.
6. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс]. – URL: http://mognovse.ru/wbv-v-a-karakovskij-state-chelovekom.html (Дата обращения: 28.01.2018).
7. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.
8. Ладыгин О. О. Корпоративная культура организаций в системе ценностей современной России : автореф. дис…канд.философ. наук. – М., 2014. – 22 с.
9. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. – М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. – 336 с.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
11. Новикова Л. И. Педагогика воспитания : Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2010. – 336 с.
12. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 284 с.
13. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Баранов А. Е. Шакурова М. В. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента : монография. – М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. – 192 с.
14. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 32 с.
15. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания : сб. науч. статей / сост. И отв. ред. Д. В. Григорьев, ред. Е. И. Соколова. – Пермь: Пермский областной институт повышения квалификации работников образования, 2001. – 201 с.
16. Современный образовательный процесс в образовательной организации: в 2 ч. / под ред. И. В. Руденко, Л. В. Алиевой. – Ч. 2: Словарь-тезаурус ключевых понятий. – Тольятти: Кассандра, 2015. – 63 с.
17. Степанов П. В. Развитие школы как воспитательной системы. – М.: Педагогический поиск, 2009. – 240 с.
18. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 28.01.2018).
19. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность и ее роль в воспитании школьника // Воспитание в контексте междисциплинарного подхода : материалы вторых Всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л. И. Новиковой (г. Владимир, 12-16 октября 2009 г.) / под ред. А. В. Гаврилина и Н. Л. Селивановой. – Владимир-М.: Изд-ль И. Шалыгина, 2009. – С. 187-192.
20. Шустова И. Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества : автореф. дис…докт. пед. наук. – М., 2009. – 50 с.