УДК: 
378+159.923
Нурахметов Сагатбек Толеубаевич
, Заместитель Главнокомандующего, Национальная гвардия Республики Казахстан, nurakhmetov61@mail.ru, Астана

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье рассматривается педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущих офицеров национальной гвардии, требующее особой организации самостоятельной работы обучающихся курсантов, результатом которой становится самостоятельность – свойство личности, формируемое у курсанта при выполнении самостоятельной работы, содержащей в себе потенциальные возможности самообразования, самоопределения и самореализации. В связи с этим самостоятельная работа становится эффективной формой организации учебного процесса в военном вузе для формирования профессиональной самостоятельно- сти будущего офицера. Качество педагогического сопровождения определяется созданием условий для профессионально-личностной самореализации курсантов. Методология. Исследование проводилось в рамках решения задачи профессионально-личностного становления будущего офицера. Особое внимание следует уделить педаго- гическому сопровождению развития личности в образовательном процессе военного вуза. В рамках нашего исследования мы предлагаем педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера, проектируемое в образовательном процессе военного вуза как овладение им военно-профессиональным опытом, интегрируемым с социокультурными ценностями и ценностями профессионально-военной подготовки. Концептуальными для исследования являются следующие положения: профессионально-личностное становление будущих офицеров является ведущей функцией военного вуза, интегрирующей множество других функций; важнейшими механизмами профессионально-личностного становления будущих офицеров являются: интериоризация как процесс овладения ценностями военной профессии; идентификация как процесс профессионального самоопределения в военно-профессиональном сообществе; рефлексия как средство внутреннего принятия социальной позиции военного; профессионально-личностное становление является одной из сторон социокультурного развития личности. Сделаны выводы о том, что основанием педагогического сопровождения является ведущая идея о том, что уровень профессионально-личностного становления будущих офицеров определяется самостоятельностью в решении военно-профессиональных и жизненных проблем различной сложности. В связи с этим самостоятельная работа становится эффективной формой организации учебного процесса в военном вузе для формирования профессиональной самостоятельности будущего офицера. Качество педагогического сопровождения определяется созданием условий для профессионально-личностной самореализации курсантов.
Ключевые слова: 
будущий офицер, военный вуз, профессионально-личностное становление, педагогическое сопровождение, самостоятельная работа, самостоятельность, самообразование, самоопределение, самореализация
Библиографический список: 

1. Галиев Т. Т., Есекешова М. Д., Исакова Г. О., Алдабергенова С. С. Ориентировочная основа предстоящей профессиональной деятельности будущих специалистов // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. – 2017. – № 2.
2. Жаксылыков Р. Ф. Педагогические условия подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – С. 81-85.
3. Жаксылыков Р. Ф. Роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 108-111.
4. Закон Республики Казахстан «О науке». Астана, Акорда, 18 февраля 2011 года. №408-IV 3PK.
5. Лызь Н. А. Основы современной педагогики. – Р.-н/Д.: изд-во ЮФУ, 2014.
6. Лызь Н. А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. – 2017. – № 6.
7. Толкачев В. А. Дидактика руководства самообразовательной деятельностью студентов в условиях вызовов XXI века: монография. – М.: изд-во СГУ, 2010.