УДК: 
378+355/359
Петрусевич Аркадий Аркадьевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет, petrark47@mail.ru, Омск
Жумаханов Акикат Зейнельсафарович
, Начальник штаба – первый заместитель начальника, Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан, zhumakhanov70@mail.ru, Республика Казахстан, Петропавловск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация: 
Проблема и цель. В условиях модернизации военного образования особую значимость приобретает проблема повышения качества не только профессиональной подготовки, но и воспитания будущих офицеров. Уже в процессе образования в военном вузе необходимо формировать у курсантов ценности служения Родине и прививать им идею высокой социальной значимости их профессии, требуя от них проявления высокого уровня инициативы и ответственности. В статье рассматриваются педагогические условия формирования военно-профессионального опыта будущих офицеров МВД, обусловленные противоречием между обра- зованием и современным обществом. Суть противоречия – разрушение стабильной модели опыта, подлежащего передаче курсантам, и потеря образованием ведущих позиций в трансляции опыта в условиях утраты формальным образованием монополии на обучение и социализацию, разрушения единого корпуса культурных образцов, становления нового технологического уклада. Методология. Исследование проводилось на основе педагогических условий как совокупности принятых мер и стимулируемых мерами обстоятельств, от которых зависит успешность процесса формирования военно-профессионального опыта будущих офицеров МВД. Именно педагогические условия и средства, составляющие образовательный про- цесс, когерентно приводят в движение все стороны человека как личности, содействуя тем самым становлению его опыта. Реализация педагогических условий для формирования военно-профессионального опыта будущих офицеров МВД способствует интеграции процесса познания с самопознанием, самоопределением и самореализацией, вследствие чего курсанты приобретают, наряду с военно-профессиональными знаниями, опыт управления собой и разными видами активности. В структуре военно-профессионального опыта будущих офицеров МВД большое значение имеет субъектный опыт, который позволяет курсанту становиться не объектом знаний, умений и навыков, а субъектом самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, в рамках которой он приобретает социально-личностный опыт, мотивирующий переход от учебно-познавательной к военно-профессиональной деятельности. В заключение авторами делаются выводы о том, что военно-профессиональный опыт будущих офицеров есть интегральная характеристика, определяющая способность решать военно-профессиональные проблемы и типичные военно-профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях служебной деятельности, с использованием знаний, уме- ний, компетенций, ценностей и личностных качеств.
Ключевые слова: 
военный вуз, курсант, военно-профессиональный опыт, педагогические условия, личностные качества, знания, умения, компетенции
Библиографический список: 

1. Баяхметов С. У. К вопросу философской сущности личностно-профессионального саморазвития курсанта военного вуза // Философия образования. – Новосибирск. – 2012. – № 4 (43). – С. 216-222.
2. Баяхметов С. У. Модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. – 2016. – № 2. – С. 64-69.
3. Баяхметов С. У., Мурзалинова А. Ж. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития курсантов в образовательном процессе военного вуза // Теория и практика общественного развития. – Краснодар. – 2012. – № 9. – С. 116-119.
4. Васильева Ю. Ю., Игнатович Е. В. Глубинный подход к образованию в зарубежных исследованиях: сущность, особенности, проблемы перевода // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – № 1.
5. Новиков А. М. Основания педагогики. – М.: Эгвес, 2010.
6. Скибицкий Э. Г., Ахметова Э. Ж. Теория и практика педагогической подготовки преподавателей высших военных учебных заведений. – Новосибирск: САФБД, 2012. – 227 с.
7. Федорова М. А. Философско-психологические основы учебной самостоятельной деятельности студентов // Мир образования – Образование в мире. – 2010. – № 2.
8. Argyle M., Furnham F., Graham. Social situations: Cambrige University press. – 1981.