УДК: 
159.97+316.6
Агавелян Рубен Оганесович
Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университета, ruben_h_ag @ mail.ru, Новосибирск
Агавелян Оганес Карапетович
Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, oganesagavelyan@yandex.ru, Новосибирск

ГОЛОС И АДАПТАЦИЯ В СОЦИУМЕ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Аннотация: 
В статье представлен обзор по проблеме влияния голоса и его характеристик на процесс идентификации и эмоционального отношения лиц с интел-лектуальной недостаточностью к собеседнику, что является значимым диагностическим критерием формирования социально – перцептивного соответствия личности. Отражены основные вопросы и структура девятнадцати компонентных голосовых кодов как инстру-мента общения людей с интеллектуальной недостаточностью. Описывается проблематика выявления социальной продуктивности в деятельности и общении в процессе отражения значимого другого. Характеризуются особенности и специфика формирования отношений в диаде. Характеризуются наиболее значимые составляющие голосового кода. Голос представлен как инструмент оценки личности и прогноза вероятностных ее проявлений в ситуации межличностного общения.
Ключевые слова: 
социальная перцепция, голос, социальная адаптация, интеллектуальная недостаточность, интонация, экстралингвистические знаки, паралингвистические знаки, идентификация, эмпатия, толерантность, психологическая коррекция
Библиографический список: 

1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Голос человека как психологический фено-мен: монография. - Новосибирск, изд-во НИПКиПРО, 2010. – 305с.
2. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Рюмина Т. В., Голос, речь и личность в спе-циальной психологии: монография; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2013. – 211 с.
3. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Рюмина Т. В., Современные исследования в коррекционной психологии и педагогике. – Новосибирск, НГПУ, 2013. – 169 с.
4. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография. – Новосибирск, НИПКиПРО, 2004. – 412 с.
5. Агавелян Р. О., Войтюк Д. К., Готовность к деятельности психолога: ре-флексивная активность личности: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 217 с.
6. Гласс Лилиан Я читаю ваши мысли. Электронный ресурс. – URL:. http://www.rulit.me/books/ya-chitayu-vashi-mysli-read-104207-1.html (дата об-ращения: 10.11.2017).
7. Дробышева Е. С. Распознавание качеств личности по голосу детьми с лег-кой степенью умственной отсталости // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск , 2009. – № 8 – С. 243–249.
8. Дробышева Е. С. Роль голоса в процессе идентификации черт личности подростками с нормативным и нарушенным интеллектуальным развитием // Мир науки, культуры и образования. – 2011. – № 1 (26) – С. 282–285.
9. Jane Edwardsa, Henry J. Jacksonb , Philippa E. Pattisonb., Erratum to ‘‘Emotion recognition via facial expression and affective prosody in schizophrenia: //A meth-odological review’’ Clinical Psychology Review 22 (2002) 789–832] a Depart-ments of Psychology and Psychiatry, University of Melbourne, Parkville, Victoria, Australia b Department of Psychology, University of Melbourne, Parkville, Victo-ria, Australia Received 3 March 1999; accepted 13 January 2000
10. Laszlo Toth*, Ildiko Hoffmann, Gabor Gosztolya, Veronika Vincze, Greta Szatloczki, Zoltan Banreti, Magdolna Pakaski, Janos Kalman. A Speech Recogni-tion-based Solution for the Automatic Detection of Mild Cognitive Impairment from Spontaneous Speech: Current Alzheimer Research; Volume 15, Issue 2, 2018