УДК: 
378+159.923
Батенева Елена Владиславовна
, ассистент кафедры теории и методики дошкольного образования, Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный педагогический университет, arcy.nsk@gmail.com, Новосибирск

Педагогические условия становления рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения бакалавров педагогического вуза

Аннотация: 
Уровень культуры самовыражения педагога определяет качество реализации им воспитательного воздействия на обучающихся, являющегося неотъемлемой частью образовательного процесса. Возникает потребность в создании условий для становления такой культуры педагогов в процессе их профессиональной подготовки. В данной статье рассмотрена сущность феномена самовыражения и культуры самовыражения, охарактеризован рефлексивно-оценочный компонент культуры самовыражения личности как движущая сила становления культуры самовыражения у бакалавров педагогического вуза. Установлены оценочная и преобразующая функции данного компонента; выявлена сензитивность студенческого возраста к его становлению; отмечена специфика оснований рефлексивно-оценочной деятельности бакалавров педагогического вуза. На основании теоретического анализа определены педагогические условия становления рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения будущих педагогов в процессе освоения учебных дисциплин педагогического вуза (на примере дисциплины «Педагогика: Теория обучения»).
Ключевые слова: 
культура самовыражения, рефлексивно-оценочный компонент культуры самовыражения, студенческий возраст, организация образовательного процесса, профессиональное педагогическое образование, рефлексия
Библиографический список: 

1. Батенева Е. В. Рефлексивно-оценочный компонент в структуре культуры самовыражения бакалавров педагогического образования // IV международная научно-практическая конференция «Социальное, культурное, экономическое и образовательное пространство России ХХI века» (Санкт-Петербург, 11 июля 2016 г.) / сб. материалов. – СПб.: Астерион, 2016. – С. 13-27.
2. Батенева Е. В. Становление рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения студентов педагогического вуза // XIХ международная научно-практическая конференция «Теоретические и методологические проблемы современных наук» (Новосибирск, 12 декабря 2016 г.). / сб. материалов. – Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. – С. 57-66.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
4. Жигулин А. А., Плаксина Н. И., Рябышева Е. Н. Феномен рефлексии как психологическая проблема // Территория науки. – 2015. – № 2. – С. 23-27.
5. Коршунова Н. Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия ВГПУ. – 2014. – № 2. – С. 55-59.
6. Омельченко Е. А. Культура самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов // IX международная научно-практическая конференция «Теоретические и методологические проблемы современных наук» (Новосибирск, 5 октября 2013 г.) / сб. материалов. – Новосибирск: Сибпринт, 2013. – С. 48-55.
7. Омельченко Е. А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография. – Новосибирск: Сибпринт, 2013. – 152 с.
8. Омельченко Е. А. Самоорганизуемая деятельность – основа культуры самовыражения человека // V международная научная конференция с элементами научной школы для молодежи «Интеллект. Культура. Образование» (Новосибирск, 10-16 сентября 2012 г.) / сб. материалов. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2012. – С. 43-44.
9. Омельченко Е. А., Дадаева Э. П., Прохорова С. А. Творческое самовыражение и культура самовыражения субъектов педагогического процесса: монография. – Новосибирск: ЦСРНИ, 2015. – 172 с.
10. Прохорова С. А. Формирование культуры самовыражения учащихся в условиях художественно-творческой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владимир. – 2009. – 21 с.
11. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 31-40.
12. Астахова В. И. Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций: монография. – Харьков: Изд-во Народн. укр. Акад, 2010. – 408 с.
13. Чернякова Н. С. Оценка как необходимый элемент обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 9-2. – С. 148-150.
14. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И. Т. Касавина. – М.: Канон+, 2009. – 1248 с.
15. Esther Urdang. Awareness of Self – A Critical Tool / The International Journal «Social Work Education». – 2010. – V. 29. – P. 523-538.