УДК: 
316.7+316.3/.4
Бричковская Олеся Олеговна
Без ученой степени, начальник отдела социально-психологического сопровождения автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский политехнический колледж», Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», кафедра психологии, o-miss@mail.ru, Сургут

Нравственно-экономическое самоопределение юношества как ориентировка в подходах к решению задач финансового благополучия

Аннотация: 
В статье обоснована актуальность изучения проблемы исследования особенностей стихийно складывающихся нравственных и экономических ориентиров юношества. Раскрыта важность рассмотрения этой проблемы в ракурсе изучения психологических факторов, препятствующих достижению осознанных и адекватных уровней идентификации молодежи с определенными эталонами финансового благополучия в их сочетании с нравственно этическими способами их достижения. Представлено исследование эмпирических показателей качества ориентировки обучающихся профессионального колледжа и взрослых в различных аспектах достижения финансового благополучия персонажей, выступающих в качестве возможных образцов идентификации. Автором обоснован вывод о недостаточном уровне осознанности девушками и юношами по сравнению с взрослыми этичности путей достижения благополучия ряда персонажей. В процессе исследования показана необходимость дополнительного сопровождения нравственно-экономического самоопределения юношества как интегративного новообразования.
Ключевые слова: 
личностная идентификация, диффузная идентификации осознанность идентификации, нравственное самоопределение, нравственно-экономическое самоопределение
Библиографический список: 

1. Бричковская О. О., Шибаева Л. В. Преодоление диффузности нравственно-экономической идентификации в юношеских группах как направление развивающих программ // Северный регион: наука, образование, культура. – 2016. – № 2 (34). – С. 156–161.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека/ – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
3. Дробышева Т. В. Современное состояние и проблемы исследования экономической социализации в отечественной науке // Психология в экономике и управлении. – 2011. – №1. – С. 55–61.
4. Дробышева Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. – М: Инст-т психологии РАН, 2013. – 312с.
5. Дубовская Е. М., Кораблинов Р. А. К вопросу об экономической социализации в условиях современного общества // Психологические исследования. – 2016. – Т.9. – № 49. – С. 10. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.05.2016).
6. Карабанова О. А., Подольский А. И., Захарова Е. И Решение моральных дилемм в подростковом возрасте // Психология и школа. – 2005. – № 1. – С. 3–21.
7. Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. – М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2013. – 480 с.
8. Молчанов С. В. Организация условий ориентировки в морально-ценностном выборе личности как задача психологического консультирования // Мир психологии. – 2016. – Т. 88. – № 4 – С. 187–193.
9. Молчанов С. В., Маркина О. С. Динамика моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6. – № 4. – С. 134–146.
10. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя. Психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. – М.: Смысл, 2007. – 255 с.
11. Подольский А. И. Моральная компетентность подростков: поиск новых возможностей исследования // Психология и школа. – 2005. – № 1. – С. 133–139
12. Подольский А. И. Современные методы исследования морального разваития (когнитивное направление) // Психология и школа. – 2005. – № 1. – С. 100–109.
13. Сандлер Т. В. Задачный подход в исследовании развития экономического и нравственно-этического самоопределения юношества // Научный диалог. – 2012. – №1. – С.46–62
14. Солодовникова О. П., Шибаева Л. В. Характеристика «зоны ближайшего развития» нравственно-экономического самоопределения старшеклассников из семей и детского дома как основание программ преодоления дизонтогенеза //Северный регион: наука, образование, культура. – 2016. – № 1(33). – С.70–75.
15. Чекрыгина Т. А. Социокультурные детерминанты идентификации личности: монография. – Ростов н/Д: РГУ, 2006. – 320 с.
16. Шибаева Л. В. Динамика экономического самоопределения студентов в условиях обучающего эксперимента // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 4. – С.56–61.
17. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000. – 376 с.