УДК: 
371+37.0
Гормакова Вера Владимировна
аспирант кафедры педагогических технологий начального образования и психологии развития ребенка, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, ver.vladimirowna2011@yandex.ru, Новокузнецк

К вопросу о дифференциации понятий «метапредметные умения» и «универ- сальные учебные действия»

Аннотация: 
В статье рассматривается вопрос дифференциации понятий, имеющих отношение к исследованию результатов школьного обучения: «метапредметные умения» и «универсальные учебные действия». Цель статьи – анализ научных мнений относительно определения метапредметных умений и универсальных учебных действий как системообразующих понятий современных образовательных стандартов. Исследование проводилось на основе анализа психолого-педагогической литературы по вопросу дифференциации метапредметных умений и универсальных учебных действий как основных понятий, положенных в основу современных требований к результатам обучения. Проведенный анализ обнаружил наличие трех точек зрения на сущностную характеристику исследуемых понятий: метапредметные умения тождественны универсальным учебным действиям (Т. К.  Бандина, Л. А. Калиниченко, Е. В. Коренева и др.); метапредметные умения как составная часть метапредметных результатов обучения (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, А. М. Кондаков и др.); метапредметные умения как результат сформированности общеучебных умений (С. А. Коломиец, Р. И. Маркова, Е. А. Молчанова, И. В. Прокофьева, С. Н. Старковская, М. А. Шалдина, Л. Д. Шеховцова). Существование трех точек зрения по вопросу дифференциации названных понятий обусловило необходимость проведения анализа сущности понятия «общеучебные умения». В результате авторами определено, что универсальные учебные действия и общеучебные умения не тождественны метапредметным умениям. На основе проведенного исследования под метапредметными умениями авторы понимают сформированность общеучебных умений и метапредметных понятий, служащих предпосылкой формирования универсальных учебных действий, направленных на достижения метапредметных результатов обучения. В заключении представлен вывод о дифференциации понятий «метапредметные умения» и «универсальные учебные действия», сформулирована теоретическая сущность метапредметных умений как теоретической предпосылки формирования универсальных учебных действий.
Ключевые слова: 
метапредметные умения, универсальные учебные действия, общеучебные умения, педагогика начального общего образования
Библиографический список: 

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22.
2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. – Минск: Технопринт, 2000. – 376 с.
3. Дулатова З. А., Лапшина Е. С. Логические задачи как средство развития познавательных универсальных учебных действий // Сибирский педагогический журнал. – 2017. –
№ 3. – С. 41–48.
4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 2. –
С. 3–10.
5. Лошкарева Н. А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов. – М.: Педагогика, 2010. – 412 с.
6. Савенков И. А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. – 2003. – № 2. – С. 76–86.
7. Скрипкина Ю. В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2011. – № 4. – 25 апреля. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm (дата обращения: 10.08.2018).
8. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2012. –
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25333914 (дата обращения: 20.08.2018).
9. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. – М.: Эйдос: Издательство Института образования человека, 2012. – 63 с.: ил. –
(Серия «Новые стандарты»).
10. Федеральный государственный образо-вательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).