УДК: 
378+316.77
Большанина Людмила Васильевна
старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет", Ljutik84@ngs.ru, Новосибирск

Теоретические подходы к определению понятия и структуры коммуникативной компетентности педагога высшей школы

Аннотация: 
В статье автор представляет опыт осмысления коммуникативной компетентности как одной из составляющих компетентностного подхода в современной педагогике. На основе теоретического анализа передового педагогического опыта сделаны выводы о том, что в настоящее время в научной литературе отсутствует общее понятие о коммуникативной компетентности. Анализ подходов к пониманию ее структуры и компонентов позволил систематизировать знания для создания модели коммуникативной компетентности, включающей цели, задачи, содержание, критерии, педагогические условия. Предполагается, что данная модель коммуникативной компетентности преподавателя может быть взята за основу для практического исследования повышения уровня коммуникации. Предлагаемые в статье выводы направлены на уточнение и совершенствование методологии исследования коммуникативной компетентности в образовании.
Ключевые слова: 
компетентность, педагог высшей школы, коммуникативная компетентность педагога, структура коммуникативной компетентности, критерии коммуникативной компетентности,педагогические условия.
Библиографический список: 

1. Большанина Л. В. Педагогическая модель коммуникативной компетент-ности преподавателя высшей школы в условиях реализации компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S18. – С. 7–13. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470203.htm. (дата обращения: 02.11.2017).
2. Большанина Л. В. Структура, компоненты и уровни коммуникативной компетентности преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 1–6. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470129.htm. (дата обращения: 02.11.2017)
3. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсовет-ской психологии. – М., 1997. – С. 201–222.
4. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение: монография. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. – 166 с.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. –57 с.
6. Исаева Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 55–60.
7. Калинкина Е. Г. Коммуникативная компетентность как условие иннова-ционной деятельности в образовании // Производительность труда и эффективность производства в инновационной экономике. Н. Новгород: ННГУ, 2006. С. 97–99.
8. Чистобаева А. Ю. Комбинация методологических подходов в подготовке будущих педагогов к профессиональному общению // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 74–80.
9. Чистобаева А. Ю. Формирование компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов на основе интегративно-целостного подхода: Автореф. дис. … канд. пед. Наук: 13.00.08 / Чистобаева Анна Юрьевна; – Кемерово, 2017. – 24 с.
10. Holger Hopp, Dieter Thoma, Rosemarie Tracy. Sprachförderkompetenz pädagogischer Fachkräfte. Ein sprachwissenschaftliches Modell // Z Erziehungswiss. – 2010. – № 13. – P. 609–629.
11. Pätzold G. Sprache – das kulturelle Kapital für eine Bildungs – und Berufskarriere. Sprachkompetenz und Berufsbildungskarriere // ZBW 106. – 2010. – № 2. – P. 161–172.